|
|
N°217, 25 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Заложники плутония
Жители Железногорска могут остаться без атомного тепла
Железногорский горно-химический комбинат (от Красноярска это полчаса на легковой машине) семь лет выпускает продукцию, которая никому не нужна. Единственный потребитель -- государство -- не берет диоксид плутония (это сырье для боевого заряда атомной бомбы) с 1995 года. Частным компаниям продавать его, естественно, запрещено. Однако горно-химический комбинат (ГХК) не может прекратить это производство. Последний ядерный реактор комбината уже почти сорок лет работает как подземная атомная станция -- обеспечивает теплом и электроэнергией стотысячный Железногорск.
В 1964 году красноярские ученые внесли предложение по утилизации избыточного тепла, образующегося в атомном реакторе при производстве плутония. Идея понравилась высшему руководству, и город получил практически вечный источник тепло- и электроэнергии. Поэтому ТЭЦ здесь до недавнего времени была просто не нужна, так же как и высоковольтная линия электропередачи.
Во время перестройки по российско-американскому соглашению производство плутония было прекращено. Два реактора из трех остановили. Американцы пообещали дать денег на строительство ТЭЦ, чтобы в 2006 году можно было погасить и реактор, обеспечивающий сейчас Железногорск теплом. Однако теплостанции до сих пор нет. Минатом пока лишь принципиально договорился с РАО «ЕЭС России» о покупке недостроенной ТЭЦ недалеко от Железногорска. Дело застопорилось, как всегда, из-за денег. Энергетики рассчитывают выручить за свой долгострой, по неофициальным данным, примерно полмиллиарда рублей. В Минатоме считают, что это много. Кроме того, на завершение строительства необходимо не менее 6 млрд. Американцы же готовы вложить в дело лишь треть этой суммы.
Пока в высших сферах спорят, на ГХК скопилось столько плутония, что руководство предприятия вынуждено было начать строительство нового специального склада для хранения радиоактивных веществ. Там будет установлено самое современное оборудование для учета, контроля и охраны.
Во сколько обойдется это строительство и сколько плутония сейчас лежит мертвым грузом на комбинате, руководитель пресс-службы ГХК Павел Морозов сообщить отказался -- «это конфиденциальная информация». Однако, по его словам, склад будет сдан в эксплуатацию уже в следующем году. По расчетам экспертов, он сможет принимать плутоний еще в течение семи лет. Железногорцы решили подстраховаться на тот случай, если ТЭЦ не будет построена к 2006 году.
Александр МАКАРОВ, Красноярск