|
|
N°217, 25 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Земля под дорогой
МПС и Минимущества не могут поделить государственные земли
Второе чтение по пакету из четырех законопроектов, оформляющих правовую базу реформы железнодорожного транспорта, как рассчитывают в МПС, должно пройти 29 ноября (в первом чтении законы были приняты 26 июня). Рассмотрение законов, первоначально намеченное на конец октября, опаздывает на месяц, но депутаты подчеркивают: еще существуют вопросы, требующие доработки (из 483 внесенных поправок сейчас рассмотрено 412). Правительство и МПС настаивают на принятии во втором чтении пакета железнодорожной реформы на осенней сессии Думы: очередная задержка грозит новыми сдвигами в графике реформы, так как сроки реализации основных мероприятий привязаны к моменту принятия пакета законопроектов (в частности, ОАО «Российские железные дороги» должно быть создано в течение шести месяцев после принятия законов). Решение о сроках думский комитет по энергетике, транспорту и связи должен принять сегодня.
Процесс обсуждения тормозит сейчас вопрос о форме собственности земли, находящейся под объектами железнодорожного транспорта. Еще до первого чтения битва за имущественное наполнение ОАО «РЖД» развернулась между чиновниками МПС и силовиками. Ссылаясь на стратегическую значимость железнодорожного транспорта для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства, силовики выступили категорически против введения железнодорожной инфраструктуры МПС в коммерческий оборот. Как полагают в МПС, это снизит инвестиционную привлекательность «РЖД». И все же МПС уступило, и на имущество железнодорожников был введен режим ограничения оборота (обременения), запрещающий залог или отчуждение в частную собственность.
Теперь против внесения земель в уставный капитал ОАО «РЖД» протестует Минимущества. Ведомство Фарита Газизуллина апеллирует к Земельному кодексу, по которому эти земли являются федеральными и не подлежат отчуждению. Внесение земель в уставный капитал создаваемого АО равносильно приватизации, и, по мнению источника газеты «Время новостей» в Минимущества, «это мина замедленного действия»: «МПС жутко непрозрачная структура, а намерение получить в собственность инфраструктуру -- это естественное желание монополиста заполучить себе как можно больше прав». В результате, считает чиновник, АО «РЖД», владея инфраструктурой, сможет самостоятельно устанавливать правила на рынке, что противоречит государственным интересам. Решение Минимущества видит в передаче земли в «РЖД» на праве хозяйственного ведения, т.е. в аренду.
Представители рабочей группы по подготовке законопроектов ко второму чтению полагают, что Минимущества пытается найти выход из патовой ситуации, сложившейся в результате расхождения трактовок Земельного и Гражданского кодексов и железнодорожных законопроектов. Решение этой юридической коллизии, как признают сами депутаты, до сих пор не найдено. Этот вопрос обсуждался рабочей группой в четверг и пятницу, обсуждение продолжится и сегодня. А в Торгово-промышленной палате, представитель которой также входит в рабочую группу Госдумы, газете «Время новостей» заявили, что вопрос о форме собственности земли носит не технический, а политический характер.
В самом МПС опровергают конфронтацию с Минимущества. Как заявила газете «Время новостей» замминистра Анна Белова, курирующая реформу, земля будет внесена в уставный капитал АО «в установленном законом порядке». Она имеет в виду п. 4 статьи №87 Земельного кодекса, где записано: отчуждение земель федерального значения запрещено, за исключением случаев, установленных законом. А по этому же Земельному кодексу приватизация объектов без земли, на которой они находятся, запрещена. Так что, говорит г-жа Белова, противоречие заложено в самой интерпретации Свода земельных законов. Замминистра подчеркнула, что вопрос о правомерности приватизации земли решен положительно и представители правительства, представляющие законопроекты, выражают консолидированную позицию.
Яна ВИКТОРОВА