|
|
N°217, 25 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
История до востребования
Издана книга «Еврейский мир в почтовых открытках»
Книга, выпущенная московским издательством «Дом еврейской книги», -- своего рода учебник по истории евреев России XIX -- начала XX в. Только в обычном учебнике иллюстрации дополняют текст, а тут текст служит пояснением к репродукциям почтовых открыток, взятых из четырех частных коллекций. Подписи-комментарии написаны составителями В. Дымшицем и В. Кельнерем. В этом «учебнике» несколько «глав»: открытки разделены по тематическому признаку. Например, традиционная жизнь религиозных евреев -- молитва в синагоге, праздничные семейные трапезы, обучение детей. Поздравительные открытки в основном посвящены празднику Рош га-Шана, то есть еврейскому Новому году. Их издавали под влиянием моды на рождественские открытки, охватившей в начале XX века всю Европу.
Еще были открытки, изображавшие как бы «настоящую жизнь»: виды еврейских кварталов и синагог Винницы, Витебска, Гомеля, Вильны, еврейских торговцев, сапожников, плотников, менял, музыкантов... Для евреев -- жителей больших городов, основных «потребителей» иллюстрированных почтовых открыток, эти сцены уже были этнографической экзотикой или сентиментальным воспоминанием. Впрочем, с открыток на нас смотрят и «просвещенные» евреи: Шолом-Алейхем, Бялик, другие писатели и поэты, изобретатель эсперанто Людвиг Заменгоф, историк литературы П.С. Коган, актеры и драматурги.
Для русского еврея начала XX века образцом для подражания являлся не раввин и знаток священных текстов, а врач, юрист и предприниматель. Портреты этих людей печатали на открытках, которые уже тогда стали предметом коллекционирования. На этих открытках подпись только на русском языке, в то время как на других -- на иврите или идише, с переводом. Изображения сопровождаются лаконичными примечаниями: «Создатель боевой организации партии эсеров, участник ряда террористических актов. В 1903 году арестован и осужден на смертную казнь, которую заменили вечной каторгой. В 1906 году бежал из Сибири. Умер во Франции»; «Профессор Московского университета, в 1906 году избран в Государственную думу от Москвы. Убит черносотенцами после выступления в поддержку аграрной реформы в России»; «Выдающийся пианист, дирижер, скрипач. После окончания Петербургской консерватории выступал с концертами во многих странах мира. В 1909 году женился на дочери Марка Твена»...
Популярны были открытки с репродукциями работ еврейских художников, живших в России (М. Антокольского, И. Гинцбурга, Л. Пастернака, М. Маймона), но еврейские издательства, конечно, охотно печатали и репродукции картин на библейские сюжеты, созданных художниками-неевреями. Отдельный раздел книги посвящен погромам, переселениям, «кровавым наветам», делу Бейлиса (изображения Менделя Бейлиса и каждого из его адвокатов с отрывками из их защитительных речей, карикатура «В память о процессе Бейлиса», один из героев которой -- «царь Николай»).
Использовались открытки и в пропагандистских целях. Например, серия «Русские люди о евреях» -- портреты Леонида Андреева, князя Долгорукова, А.А. Борового и других с их высказываниями. Главная идея -- «евреи рядом с русскими сражаются и умирают на полях кровавых битв». Про этих героев рассказывает серия «Евреи на войне»: «погиб смертью славных», «пал на кавказском фронте», «награжден двумя Георгиевскими крестами», -- с гордостью сообщают надписи.
Еще один вид пропаганды -- изображения Святой земли, портреты лидеров сионистского движения, виды еврейских поселений в Палестине, счастливая жизнь еврейских земледельцев на Земле обетованной. Все это должно было убедить евреев переселяться на историческую родину. Реальная жизнь не всегда оказывалась такой радостной, как изображенная, но для этого у открытки и существует обратная сторона -- чтобы на ней написать текст, рассказывающий о том, что происходит в действительности.
Анна ВАЙС