|
|
N°216, 22 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вскрытие покажут
«Представление» немецкого патологоанатома заинтересовало телеканалы
В полночь со среды на четверг в Лондоне, где уже несколько месяцев с шумным успехом проходит его выставка «Миры человеческого тела», немецкий патологоанатом профессор Гунтер фон Хагенс провел сеанс публичного вскрытия трупа. Случилось это на глазах 650 зрителей, заплативших за это зрелище по 12 фунтов, и 150 приглашенных журналистов. Шоу современного Франкенштейна, как успела окрестить профессора английская пресса, для последующего показа миллионам зрителей записывал телеканал Channel 4.
Накануне вокруг фон Хагенса и его авангардистского шоу разгорелась жаркая дискуссия относительно законности подобной процедуры. Хагенсу-Франкенштейну пытались пригрозить из самых высоких юридических и властных инстанций Великобритании. Известные коллеги-медики взывали к его профессиональной морали. Все оказалось бесполезным, адвокаты фон Хагенса сочли его дело «абсолютно чистым» с точки зрения закона. А о вкусах, как известно, не спорят.
«Я нахожусь в демократической стране, -- заявил он крупнейшему частному немецкому телеканалу RTL сразу же по завершении своего невеселого спектакля, -- и никакое правительство, никакая королева не вправе мне запретить заниматься своим делом. Я намерен восстановить старую традицию общественных вскрытий».
А ведь, действительно, начиная с XVI века и вплоть до 1830 года вскрытие трупов в присутствии публики наряду с прилюдными казнями занимали достойное место в европейской индустрии развлечений.
До самого последнего момента фон Хагенс намеревался провести вскрытие трупа 33-летней немки, страдавшей приступами эпилепсии. Однако в последний момент, видимо, опасаясь все же попасть в ловушку британских законов относительно морали, тело молодой женщины фон Хагенс заменил на труп 72-летнего мужчины, который при жизни был его приятелем и накануне смерти дал письменное согласие на общественное вскрытие.
Бывший приятель, как сообщил собравшимся профессор, до последнего своего дня вел «нормальный» образ жизни: в 50 лет он потерял работу, после этого ничего не делал, много курил и пил. Бывший друг оказался в буквальном смысле слова «крепким орешком». По ходу расчленения его трупа фон Хагенс живо комментировал происходящее и перед самыми пикантными ситуациями предупреждал публику -- дабы наиболее впечатлительные успевали зажмуривать глаза. Наиболее неприступным оказался череп покойника. Совладать с ним в одиночку 57-летнему профессору оказалось не под силу. Пришлось передать инструмент своему более кряжистому ассистенту, который и допилил голову бывшего друга до конца. «Порой требуется много времени, чтобы пробиться до самых внутренностей», -- поделился фон Хаген с публикой некоторыми особенностями своего нелегкого ремесла. В ходе своего шоу фон Хагенс раскладывает извлеченные органы на подносы из нержавеющей стали и пускает их по рядам.
Во время перерыва зрители по понятным причинам в буфет не устремились, а столпились у «разделочного стола». Там возлежал располосованный на части предмет публичного интереса, источавший специфический запах. По всей видимости, это должно было стать новым ощущением, еще незнакомым посетителям выставки «Миры человеческого тела». По всему миру с ней уже ознакомились 10 млн человек. Лишь в Берлине на нее было продано 1,4 млн входных билетов.
Гунтер фон Хагенс считается создателем оригинальной технологии препарирования трупов и превращения их в «произведения искусства». Свое направление профессор, фирменным знаком которого считается большая черная шляпа на голове, называет «постмортальным эксгибиционизмом». Многих зрителей экспонаты его выставки настолько потрясли, что они тут же завещали свои трупы Институту пластинации в Гейдельберге, который возглавляет профессор. Любопытно, что ученое звание он получил почему-то в одном из университетов Киргизии. Из этой страны, а также из Китая и России несколько лет назад, когда фон Хагенс лишь начинал свои опыты, в Германию были импортированы первые трупы.
Появление специфического товара застало врасплох немецких таможенников. В «Справочнике по обложению пошлинами», которыми они пользуются, фигурировали только «трупы, ввозимые с целью похорон». Не долго раздумывая, немецкие чиновники проявили исключительно редкий для них в подобных случаях творческий подход. Партия трупов, прибывших в Гамбург пароходом из России, была оприходована как «мертвые животные, не пригодные к употреблению в пищу».
Юрий ШПАКОВ, Берлин