|
|
N°216, 22 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Табель о рангах
Чиновников решили привести в порядок
Владимир Путин подписал вчера указ о федеральной программе «Реформирование государственной службы» и одновременно направил в Госдуму законопроект «О системе государственной службы». С этих двух документов начинается полномасштабная реформа государственной службы в России. По словам заместителя главы администрации президента Дмитрия Медведева, они должны послужить каркасом для нового законодательства о госслужбе, и в администрации президента рассчитывают, что Госдума «примет его в приоритетном порядке».
Необходимость в наведении порядка в этом вопросе назрела давно. По словам г-на Медведева, сегодня в России более миллиона чиновников. Правда, лишь треть из них находятся на федеральной службе, остальные «служат»в региональных конторах и местном самоуправлении. За время существования новой России численность бюрократического аппарата выросла в 1,8 раза. При этом сегодня в стране на тысячу человек населения приходится менее трех чиновников, тогда как в Великобритании более пяти, а в США около четырех. Цифра это несколько лукавая, потому что до принятия нового закона в число госслужащих в России не включаются работники правоохранительных органов, военные и т.д. Так что после его принятия формально число чиновников вырастет. По новому закону к госслужащим относятся все, кто получает зарплату от государства. При этом президентский проект предлагает разделить государственных служащих на три категории: гражданские, военные и служащие правоохранительных органов. Вводится также «табель о рангах», в которой военные и гражданские чины и звания приведены в соответствие друг с другом. Теперь при переходе с военной службы на гражданскую и наоборот чиновник будет получать звание или ранг, соответствующий тому, который он имел на предыдущей службе.
В целом же в законе собственно о реформе говорится очень мало. В нем определены базовые положения будущей реформы. Прежде всего впервые в России госслужба определяется как «профессиональная деятельность по осуществлению полномочий государства». В законе также определяются подходы к найму и увольнению чиновников, открытость госинформации и тому подобные базисные вещи.
Практические же действия по осуществлению реформы описаны в утвержденной президентом программе реформирования, рассчитанной на 2003--2005 годы. По словам источника в администрации президента, «цель этой программы -- отработать принципы создания эффективной компетентной госслужбы без советских рудиментов». Поскольку идей у администрации президента (она курирует реформу) хватает, то на первом этапе решено осуществить пилотные проекты, и собственно реформу проводить уже по их результатам. Экспериментировать будут над чиновниками МЭРТ, Минтруда, МВД и Минобороны. К примеру, планируется поэкспериментировать над оплатой труда. В одном из ведомств зарплаты чиновников будут зависеть от итогов их деятельности. В администрации затруднились сказать, каким образом будут определяться эти результаты, но уверены, что такая дифференциация пойдет на пользу делу. Кроме того, будут внедряться информационные технологии и электронный оборот документов. Для ряда министерств будут разработаны должностные и служебные регламенты.
Отдельной темой является само управление всей системой госслужбы. Здесь мнения чиновников расходятся. По словам источника в администрации, часть ведомств предлагает уже на первом этапе реформы создать специальное министерство по делам госслужбы. Другие же, напротив, считают, что начинать работу по созданию «эффективного и компактного государства» с создания еще одного ведомства как-то глуповато, и выступают резко против этой идеи.
В общем, на все эти мероприятия в бюджете выделено 539 млн рублей -- «на пилотные проекты и подготовку законопроектов».
Владимир ШПАК