|
|
N°216, 22 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Армия переходит на контракт
Правительство готово финансировать военную реформу
Вчера правительство России обсудило ход и перспективы реформирования вооруженных сил и всей военной организации государства. Пожалуй, впервые после почти десяти лет разговоров о военной реформе намечены вполне конкретные и довольно логичные меры по ее осуществлению.
Ключевым пунктом в очередной раз реанимированной реформы станет переход на контрактную систему комплектования. Однако одним переходом на контракт армию не реанимировать. «Контракт -- это не панацея,» -- заявил вчера Сергей Иванов.
Без повышения денежного довольствия военнослужащих невозможно вернуть престиж военной службе. По проекту г-на Иванова армия должна отказаться от выполнения несвойственных ей функций, в первую очередь строительных и хозяйственных. Сегодня разные ведомства силового блока заказывают системы оружия общего назначения по совершенно разным ценам, и без единой программы вооружения избавиться от лишних трат невозможно.
Переход на контрактную систему должен проходить параллельно с выполнением остальных пунктов реформы армии. При этом реформа не откладывается в долгий ящик, как это делалось раньше. По инициативе министра обороны срок разработки федеральной целевой программы перехода на контрактную основу комплектования перенесен с 1 ноября 2003 года на 1 июня этого же года. Это сделано для того, чтобы при подготовке бюджета-2004 можно было предусмотреть финансовые средства для перевода на контракт еще нескольких частей и соединений постоянной готовности сухопутных, воздушно-десантных войск и морской пехоты.
Ими станут 92 формирования, среди которых 10 дивизий, 7 бригад и 13 полков общей численностью 166 тысяч человек. Из них рядовых и сержантов 126 тысяч -- пятая часть от общего количества солдат-срочников. Их-то и будут в приоритетном порядке переводить на контракт.
Эта, по мнению Сергея Иванова, амбициозная, но выполнимая программа рассчитана на четыре года. Расходы пока не просчитаны и на заседании правительства не обсуждались. Однако Михаил Касьянов вчера распорядился: с 1 декабря рабочая группа из специалистов Минэкономазвития и Минобороны должна объехать все 92 части и рассчитать конкретные суммы расходов. Они зависят от того, каковы уровень зарплаты и инфраструктура для создания жилищных условий в регионе, где расположена часть. Переведенные на контракт формирования послужат основой профессиональной армии. За частями постоянной готовности последуют подразделения, несущие боевое дежурство, а в последнюю очередь -- кадрированные части и базы хранения.
Предложенный СПС переход на шестимесячную срочную службу для подготовки резерва правительством не обсуждался. О сокращении службы, по мнению министра обороны, можно будет говорить тогда, когда сформируют части, полностью укомплектованные контрактниками, и появится уверенность, что эта система работает. Нет пока и центров подготовки резервистов. Их создание потребует большого количества офицеров -- преподавателей и инструкторов.
Пока же Министерство обороны заявляет о намерении сделать службу по контракту привлекательной. Денежное довольствие контрактника в 4 тыс. руб. (так сейчас платят в экспериментальной Псковской дивизии) расценивается военными как недостаточное. В правительстве согласны, что контрактникам необходимо установить льготы, например, право на получения образования в престижных вузах за счет государства.
Численность вооруженных сил после первого этапа реформы не обсуждалась -- это прерогатива исключительно верховного главнокомандующего и зависит от стоящих перед армией задач. Угрозы полномасштабной войны с использованием оружия массового поражения, по мнению Сергея Иванова, сегодня нет. Вооруженные силы России в результате реформирования должны стать более мобильными, компактными, способными быстро быть переброшенными из одной точки в другую, чтобы реагировать на внезапно возникшие угрозы.
Николай ПОРОСКОВ