|
|
N°216, 22 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Общество и власть не готовы к диалогу
Спустя год о Гражданском форуме вспоминают лишь эксперты
Участники открытой сегодня в Тольятти экспертной конференции намерены выяснить, что происходит в российском обществе через год после помпезно проведенного в Москве Гражданского форума. Форум был созван по инициативе Кремля, после того как власть неожиданно обнаружила, что в стране существует несколько сот тысяч общественных организаций. Среди них оказались не только клубы ветеранов космонавтики и кружки собаководства, но и большие сетевые организации правозащитников, часто занимающие весьма неудобную для власти позицию по острым вопросам вроде войны в Чечне или защиты свободы прессы. Диссидентов долго звали в оргкомитет, сами диссиденты отказывались, боясь, что власть хочет их «построить», обе стороны, затаив дыхание, ждали исторического события. Сенсаций не случилось. Спустя год результатами недовольны ни власть, ни правозащитники.
«Итогов немного, -- говорит председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева. -- Впервые власть пожелала напрямую говорить с обществом -- для России сам факт такого разговора непривычен. Но с первого раза редко что получается. Механизмы взаимодействия общества и власти, которые мы искали на форуме, не сработали. За год общество получило несколько весьма ощутимых ударов: был арестован журналист Григорий Пасько, в варианте Минобороны был принят законопроект об альтернативной службе. Законопроекты о гражданстве и об иностранцах вообще не обсуждались, сейчас то же самое происходит с реформой ЖКХ». Теперь г-жа Алексеева надеется, что тольяттинский диалог поможет возродить начинания годичной давности, а общество договорится-таки с властью.
Один из вдохновителей форума, гендиректор Фонда эффективной политики Глеб Павловский уверен, что г-н Пасько «находится в надлежащем месте, ничего страшного в этом нет, и не все вещи решаются диалогом». По его мнению, «общество должно не вести диалог с государством, а давить на него и добиваться, чтобы структуры государства действовали эффективно». Сейчас бюрократический ресурс власти исчерпан, а обществу только предстоит осознать свою силу. Силу общество сразу осознает, если президент согласится с адресованной ему на днях просьбой журналистов не подписывать поправок к закону о СМИ, принятых после трагедии на Дубровке. Но на всякий случай политолог напомнил, что через пять лет страну ждут выборы, на которых уже не будет Владимира Путина, -- сейчас именно за него прячется все слабое российское государство. А общество просто не воспринимает стоящих перед страной проблем -- состояние армии, например, не интересует почти никого, как и война в Чечне. «Мы должны насытить общество проблемами, -- считает г-н Павловский. -- Перед выборами надо сформировать у людей адекватную повестку дня. На то, чтобы построить сильное государство, у нас есть пять лет».
Начальник департамента социального развития аппарата правительства РФ Евгений Гонтмахер даже отметил отдельные успехи форума -- например, по линии Минтруда и Минобразования. Но именно взгляд представителя власти оказался самым грустным -- оттого, что общество по-прежнему воспринимает власть как противника, а не как часть собственного организма. «Год назад власть и гражданское общество посмотрели друг на друга, как бы посветили друг на друга фонариком, -- заметил г-н Гонтмахер. -- Год прошел, эйфория спала. Оба партнера оказались не готовы к плодотворному диалогу, им не хватает качества».
Иван СУХОВ