Время новостей
     N°216, 22 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.11.2002
Мелкий Бессон
«Перевозчик» в московском прокате
Создатель «Голубой бездны», «Леона» и «Пятого элемента» окончательно забыл о своем режиссерском призвании и со скоростью машины для выпекания пончиков продолжает затоваривать мировой кинорынок непритязательными поделками класса «Б». Началось все с сумасшедшего успеха «Такси» в 1998 году. С тех пор Люк Бессон спродюсировал добрый десяток аналогичных картин («Ямакаси», «Поцелуй дракона», «Васаби» и другие), а на следующий год в его планах 14 (!) проектов.

Формула этих проектов проста: режиссером может быть дебютант-европеец или, напротив, опытный азиат-ремесленник (в случае «Перевозчика» это Кори Юэн из Гонконга, плодовитый режиссер и хореограф боевых сцен); актеры на главные роли, как правило, выбираются молодые и не самые раскрученные, с редкими вкраплениями старой бессоновской гвардии (Чеки Карио, Жан Рено...), а говорить им предписывается на английском; повествование представляет собой смесь бесконечных погонь, перестрелок, восточных единоборств, рискованных трюков и не самых удачных шуток. И лишь изредка сверкнет в этом месиве блестка былого бессоновского дарования -- гэг или сцена, по какой-либо причине не вошедшие в собственные творения мэтра. В «Перевозчике», к слову, есть ровно один такой эпизод: герой и противостоящая ему мафия неуклюже ползают в луже мазута до тех пор, пока изобретательный борец за справедливость не срывает с удачно подвернувшегося гоночного велосипеда металлические педали и не начинает месить врагов ногами. «Чтобы раздавить гадину, достаточно ног», -- говаривал герой незабвенного индийского боевика «Месть и закон».

Для порядка скажем пару слов о сюжете. Фрэнк (Джейсон Стэтем, открытый Гаем Ричи в «Картах, деньгах и двух стволах») работает высокооплачиваемым курьером для преступного мира. Его успех зиждется на строгом следовании трем правилам. Правило номер один: условия сделки не меняются после заключения договора (и если условились о том, что сбегающих с места преступления грабителей будет трое, то четвертого придется просто пристрелить, а иначе Фрэнк и с места не сдвинется). Правило номер два: никаких имен. И наконец, третье правило строго запрещает заглядывать в перевозимый сверток. Именно это правило и нарушает бывший британский спецназовец, когда замечает, что сверток активно дергается и издает нечленораздельные звуки...

Но не только герой нарушает правила -- создатели фильма сами беззастенчиво нарушают законы жанра. Ни в одном боевике персонажу не будет позволено убить своего отца -- пусть даже и негодяя, не заплатив року по самой высокой таксе. А в «Перевозчике» -- пожалуйста. Так что это даже не жанровый кинематограф, а так называемое «кино эксплуатации», в котором все средства хороши, лишь бы мелькало, вертелось, сверкало, падало и взрывалось.

Как это ни печально, опыт Бессона убедительно доказывает преимущество экстенсивного метода ведения хозяйства над интенсивным. Можно было вложить всю свою фантазию и вдохновение в один фильм -- «Пятый элемент», например. А можно нанять дешевую рабсилу, запустить конвейер, надеть колпак шеф-повара и посыпать свежеиспеченные пончики тонким слоем сахарной пудры. Эйфория коммерческого успеха ничуть не меньше радости творчества. В конце концов, как неоднократно было замечено, удачно проведенная финансовая операция -- это тоже искусство. Ну а недовольство киноманов и критиков -- это пренебрежимо малая величина.

Алексей МЕДВЕДЕВ