|
|
N°215, 21 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Россию мы врагом не считаем»
Государственный секретарь министерства обороны Эдгар РИНКЕВИЧ в интервью газете «Время новостей» накануне Пражского саммита был оптимистичен: Латвия не просто идет в военный союз, но приобщается к европейским ценностям.
-- Крайне правые латвийские политики считают членство в НАТО защитой от возможной агрессии с Востока. А как считаете вы?
-- Стремление Латвии в НАТО и ЕС -- а мы рассматриваем членство в обеих организациях как необходимость -- это желание присоединиться к европейскому клубу с его ценностями: рыночной экономикой, демократией, правами человека. Будучи вне Альянса, мы дороже заплатим за безопасность. Вместе проще противостоять новым угрозам -- терроризму, распространению оружия массового уничтожения, которое может попасть в руки так называемых «борцов за свободу» того или иного региона.
Я категорически не согласен с теми, кто доказывает, что мы вступаем в НАТО из-за страха повторения событий 40-го года (В 1940 году Латвия вошла в состав СССР. -- Ред.). Мы не считаем врагами ни Россию, ни другие страны. В наши военные расчеты не входит полномасштабная война, нападение какой-либо страны на Латвию. Актуален, скорее, взрыв нестабильности или возможная потеря контроля над частью территории, попытка каких-либо неорганизованных групп переместиться через латвийскую границу.
-- Накануне саммита появилось мнение, что Латвию могут не пригласить в НАТО из-за недостаточного финансирования армии.
-- Такое мнение могло быть высказано на одном из рядовых совещаний по внутренним вопросам. Как я понимаю, претензии были высказаны больше Словении. Однако официально мы не получали замечаний от НАТО, и, как мне говорил военный атташе США в Латвии, эти выводы не отражают мнения оборонного ведомства США. На последнем совещании министров иностранных дел стран Альянса речь шла не о бюджетных проблемах, а о неясности, как считают спецслужбы, некоторых аспектов хранения конфиденциальных материалов.
У нас есть четкий план, зафиксированный в законе о финансировании обороны. До 2008 года военный бюджет гарантированно возрастет до 2% от валового дохода, как того и требует НАТО. Сейчас мы получаем 1,75%, или около 90 млн латов (150 млн долларов. -- Ред.). Главным источником повышения финансирования станет прирост ВВП. Для Польши, Чехии и Венгрии вступление в Альянс стало хорошим стимулом для развития экономики. Мы тоже надеемся на инвестиции не только в военные, но и в гражданские проекты. Развиваем Лиепайский порт, есть планы на Рижский аэропорт. Это не значит, что он превратится в военный. Гражданский аэропорт может без ущерба использоваться для военных нужд. Пример -- аэропорты Копенгагена, Франкфурта.
-- Реально ли появление в реконструированных латвийских портах натовских кораблей с ядерными ракетами?
-- Порты и аэропорты расширяются не под корабли и самолеты с ядерной начинкой, а для приема грузовых военных воздушных и морских судов. Наверное, может показаться, что уже 23 ноября в Латвии появится первый самолет с натовцами. Но это не так. Вопрос о размещении баз на территории Латвии вообще не стоит. В Польше, Венгрии, Чехии нет натовских военных баз, только собственные. Да, там есть военные НАТО, но они преподают или участвуют в совместных учениях, и только на определенных полигонах и со строгими правилами безопасности. Такова нынешняя позиция НАТО. На территории Германии и Британии есть базы США, но с 90-х годов новых не появлялось. Без разрешения парламента или правительства Латвии здесь тоже ничего просто так не появится. А в случае непредвиденных событий будем исходить не из эмоций, а из интересов коллективной обороны и латвийского государства.
-- С вступлением Латвии в НАТО латвийско-российская граница станет восточным рубежом Альянса. Как отнесется к этому Россия? Рига уже успела поссориться с Москвой из-за натовского проекта «Балтнет», в рамках которого на границе с Россией будет установлен локатор.
-- Ссоры из-за локатора не было. Недоразумение произошло с местным населением. Место для локатора еще не было определено, но жители уже увидели в нем угрозу здоровью и окружающей среде. Мы разъяснили, что это не некий следящий за космосом монстр, а безобидная вышка вроде тех, что есть у гражданских служб. Это сняло напряжение. Мы научились многому, так что со вторым локатором, в Вентспилсе, уже иная история. Локаторы проекта «Балтнет» могут идентифицировать, например, суда, которые не хотят быть опознанными, не подают о себе сигналов. И у России есть локаторы, которые просматривают часть латвийской территории, ведь их поле действия не обрывается по линии границы.
-- Поймут ли латвийские солдаты приказы натовских начальников? Как у призывников с английским?
-- Английский знают не все. Но он обязателен лишь для тех, кто участвует в совместных операциях НАТО.
-- Отменит ли Латвия всеобщую военную обязанность?
-- Вопрос всплывает перед каждыми выборами. Полагаю, что пока это неактуально.
-- Не кажется ли вам, что России даже выгодно вступление Латвии в НАТО -- появляется новый рынок продажи оружия?
-- Он настолько незначителен. Хотя у нас в планах покупка двух российских вертолетов Ми-8. Альянс не ставит нам условий относительно закупок оружия, но есть одно требование: соответствие натовским стандартам. То есть к любой нашей винтовке должны найтись патроны в любой стране блока. Латвия и Россия должны по возможности забыть 90-е годы и попытаться построить новые взаимоотношения. А потом можно будет говорить и о взаимной выгоде. Давайте идти шаг за шагом.
Беседовала Дарья ЖДАНОВА, Рига