|
|
N°159, 01 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пан Монте-Кристо
Из самой знаменитой чешской тюрьмы бежал «гениальный убийца»
Чешскую крепость Миров построили еще в первой половине XIX века, и с той поры в ее казематах томились и австро-венгерские заключенные, и пленники гестапо, и социалистические «узники совести». В 1990 году посткоммунистические власти учредили в Мирове специальное отделение для осужденных на пожизненное заключение преступников.
Говорят, что из этой тюрьмы бежать невозможно. В последний раз справедливость этих слов заключенные пытались оспорить почти четверть века назад, но были тут же схвачены и возвращены в камеры. Но Иржи Крайинеку, одному из королей чешского криминального мира, вечером 29 октября улыбнулась удача. Он перепилил решетку камерного окна, спустился вниз по отвесной стене на сплетенной из простыни веревке, под выстрелами охраны пересек освещенный внутренний двор, с помощью «кошек» вскарабкался на 10-метровый забор внешнего ограждения -- и был таков. Беглеца искали с собаками на земле, с помощью вертолета -- с воздуха. Ищейки потеряли след в расположенном за тюремной стеной кустарнике, обнаружив лишь пару тонких резиновых перчаток, второпях брошенных Крайинеком.
39-летний Иржи Крайинек считается одним из самых жестоких, умных и хитрых преступников. Криминалисты, работавшие с ним, удивляются интеллектуальным способностям и изощренному уму этого рецидивиста. Один из психологов, проводивших медицинское освидетельствование Крайинека, назвал его «гением преступлений», выразив сожаление, что провидение, одарившее этого человека незаурядными способностями, направило его энергию в грязное русло. За Крайинеком тянется долгая череда злодеяний, первое из которых он совершил почти двадцать лет назад -- это была квартирная кража. К пожизненному его приговорили после заказного убийства в 1993 году пльзенского бизнесмена Штефана Янды и его телохранителя Юлиана Покоша. Еще один телохранитель, получивший четыре пули в живот, выжил чудом. Своей вины Крайинек не признал, заявив, что судебный процесс был сфабрикован, поскольку чешским органам правосудия непременно хотелось вновь посадить строптивого преступника под замок. В последнем Крайинек не ошибался: дело в том, что за два с лишним месяца до совершения убийства он получил отпуск из тюрьмы «за хорошее поведение» (срок отбывал за совершенное в 1991-м вооруженное нападение и угон полицейского автомобиля), но из отпуска не вернулся. Особый отряд чешских «командос» схватил Крайинека в январе 1994 года. При аресте в его квартире обнаружили девять пистолетов, три винтовки и около 10 тысяч патронов. Вновь оказавшись за решеткой, несгибаемый Кайинек не сдался. Через пару месяцев его пришлось перевести из одной тюрьмы в другую, когда обнаружилось, что продавщица тюремного кафе готова передать ему нож с 12-сантиметровым лезвием. Через полгода Кайинек попытался перескочить через стену во время прогулки, еще через год с небольшим перепилил решетку тюремного окна и пустился бежать, но тоже неудачно.
Очевидно, что план нынешнего побега был тщательно подготовлен и у Кайинека были сообщники. Премьер-министр Земан высказал подозрение, что к исчезновению преступника причастен кто-то из персонала тюрьмы Миров. По заключению министра юстиции Павла Рыхетского и руководителя национальной системы пенитенциарных учреждений Камилы Мецловой, побег стал возможен из-за небрежности служащих тюрьмы, хотя Миров известен повышенной строгостью условий содержания: в камерах стены и пол -- во избежание подкопов -- регулярно простукивают деревянными кувалдами. Начальник тюрьмы (ему, по всей вероятности, недолго осталось пребывать в этой должности) заявил, что обыск в одиночке Кайинека проводился утром того дня, когда он сбежал. Теперь Иржи Кайинека разыскивает Интерпол. Почти все эксперты считают, что он уже за границей.
Андрей СТАХОВ, Прага