|
|
N°215, 21 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Странный арест преемника Саддама
Копенгаген спасает Багдад от оппозиции
В Дании, как сообщили мировые СМИ, вчера был арестован 63-летний генерал Низар Хазраджи. Это самый высокопоставленный иракский диссидент, которого многие прочат на место Саддама после возможной войны американцев в Персидском заливе. Би-би-си сообщила об аресте г-на Хазраджи, а агентство Reuters -- о его помещении под домашний арест в маленьком городке Соре под Копенгагеном, где бежавший из Багдада бывший начальник генштаба иракской армии живет три года. Однако газета «Время новостей» вчера пообщалась с г-ном Хазраджи по телефону, и генерал сообщил, что никакого ареста не было. Тем не менее новый скандал вокруг его персоны подтверждает, что, несмотря на приезд в Багдад международных инспекторов по разоружению, угроза войны в регионе остается.
Генерала, как он сам рассказал газете «Время новостей», датские власти не арестовали, а лишь запретили ему выезд из страны, откуда он сейчас очень захотел выбраться. Собственно, датчане лишь подтвердили давний запрет, который действует с 1999 года, когда генерал поселился в этой стране чуть ли не на птичьих правах. Дело в том, что правозащитные организации Европы подозревают Хазраджи в военных преступлениях, в частности в том, что он мог отдать приказ о применении химического оружия в курдском городке Халабджа в 1988 году. Тогда погибло более пяти тысяч человек.
Генерал Низар Хазраджи в конце 80-х был начальником генштаба армии Ирака, отличился в войне с Ираном. Он предупреждал Хусейна о том, что оккупация Кувейта является самоубийственным шагом. В 1996 году генерал, попавший в опалу, бежал из страны. И последние три года тихо жил в Соре в 60 км от датской столицы, пока однажды на улице его не опознал какой-то курд и не закричал, что этот человек сравнял его деревню с землей. Полиция Дании начала расследование.
Сам генерал в интервью газете «Время новостей» опроверг все обвинения курдов в свой адрес. По его словам, он «так и не узнал, где производится химическое оружие», а за всеми обвинениями в его адрес стоят иракские спецслужбы: «Иракская армия воевала с вооруженными курдами. Любое государство вправе воевать с сепаратистами. Пусть складывают оружие -- тогда будет мир. Но мы оставались джентльменами -- вооруженный против вооруженного». Армия, по его словам, к химическому оружию отношения не имела: «Химией занимался Хусейн Камиль, зять Саддама, расстрелянный потом в Багдаде. Но главный преступник -- племянник Саддама Али Хасан Маджид, который был ответственен за северные районы Ирака и принял решение о применении химии. Со мной же по поводу химического оружия никто не советовался».
В данной истории любопытно то, что генерал как раз сейчас попытался выехать за пределы Дании. «Мне надо обязательно выехать кое-куда, в другой европейский город, чтобы провести консультации с соратниками по оппозиции, а затем мне надо в нужный момент обязательно оказаться в северном Ираке, в курдских районах, сейчас не подчиняющихся Саддаму», -- признал нашей газете Низар Хазраджи. Он считает, что «война в Персидском заливе все-таки будет», а потому хочет оказаться в нужном месте. Неожиданно этим планам помешала Дания с ее «правами человека».
Знаменательно, что сообщения об аресте иракского генерала в Дании, председательствующей в Евросоюзе, произошел три недели спустя после задержания чеченского полевого командира Ахмеда Закаева, обвиняемого в терроризме. Теперь любопытно, как поведет себя Копенгаген дальше: датчане отказываются предоставить 63-летнему Хазраджи политическое убежище, но теперь ходатайствовать о предоставлении убежища намерен Ахмед Закаев. Ни того, ни другого датчане при этом не собираются выдавать родным странам.
Елена СУПОНИНА, Андрей ЗЛОБИН