В Мосгорсуде вчера завершился процесс по делу о
погроме на Царицынском рынке Москвы, устроенном осенью прошлого года скинхедами и футбольными фанатами. В побоище, в ходе которого четыре человека погибли и около 30 были ранены, участвовали около 150 молодчиков. Однако прокуратура смогла предъявить обвинение только пятерым: одному в организации массовых беспорядков и убийств и четверым рядовым участникам. Все они вчера были признаны полностью виновными и получили от трех до девяти лет колонии -- сколько и просил прокурор. При этом рассмотрение дела обошлось без поисков политической подоплеки ЧП. Обвинение посчитало, что организовал погром исходя из своих личных представлений о жизни, по сути, один ничем не выдающийся 20-летний москвич Михаил Волков, не входивший ни в какие движения или организации и числившийся менеджером небольшого магазинчика модной одежды. Лишь один раз в свидетельских показаниях было упомянуто, что Михаил Волков известен под кличкой Патрик, но кто и где его так зовет, на суде не обсуждалось.
Впрочем, и без этого политики посчитали вердикт событием принципиальным. Один из авторов закона «О борьбе с экстремизмом», глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников вчера заявил: «Это поистине знаковое решение, и главное здесь не сроки наказания, а то, что суд вынес обвинительный приговор мерзавцам, устроившим погром на основе национальной нетерпимости».
На оглашение приговора судье Петру Штундеру понадобилось два часа. Все это время подсудимые Михаил Волков, Валерий Русаков, Сергей Поляков и Валерий Трубин с каменными лицами простояли в окружении конвоиров. Только Сергей Климанов постоянно озирался по сторонам -- он единственный из обвиняемых согласился сотрудничать со следствием, и именно его показания легли в основу дела.
Больше всех -- девять лет лишения свободы -- суд назначил Михаилу Волкову, признав его виновным в организации массовых беспорядков, соучастии в убийстве и причинении тяжкого вреда здоровью. По данным следствия, именно ему принадлежала идея «проучить антиглобалистов», съехавшихся в те дни в Москву. Волков еще за несколько недель предложил всем желающим устроить «концерт» через популярные среди футбольных фанатов и скинхедов интернет-сайты.
Как установил суд, 28 октября 2001 года Волков позвонил своему приятелю, студенту юрфака НГУ Сергею Климанову, и договорился 30 октября утром вместе съездить на строительный рынок «Каширский двор». Приятели встретились и на машине «Москвич-2141», которой управлял Климанов, приехали на рынок. Там Волков закупил партию арматурных прутьев, попросив продавцов тут же нарезать их на куски по 40 см. Получилось 150 дубинок. После этого Волков рассказал Климанову, что вечером к 18.30 он должен будет привезти арматуру в Царицыно и раздать ее друзьям, которые придут в парк на «концерт». Вечером Климанов, как и обещал, привез дубинки к лодочной станции, где собралось уже около сотни человек. Раздав дубинки, Волков предложил водителю вместе со всеми отправиться в центр Москвы и проучить антиглобалистов, но Климанов сослался на срочные дела и уехал.
Тем временем Волков позвонил по мобильному телефону своему знакомому и спросил, есть ли демонстрации антиглобалистов в центре. Узнав, что там все спокойно, Волков и еще несколько человек с криками «Москва для москвичей!» и «Россия для русских!» отправились к станции метро, чтобы ехать к гостинице «Севастопольская», где поселились антиглобалисты. Увидев по пути торговцев-кавказцев, молодчики решили начать с них. Нападения на кавказцев продолжались у станций метро «Царицыно», «Каширская» и «Севастопольская». Кроме Волкова в колонию отправятся еще трое -- 18-летние Валерий Русаков и Сергей Поляков и 22-летний Владимир Трубин, участвовавшие в избиениях и разгроме торговых рядов. Суд приговорил их к трем годам колонии. Условный срок получил лишь Климанов. Суд признал его виновным, но, учитывая, что он не избивал людей и сотрудничал со следствием, дал четыре года условно.