Менеджмент «Газпрома» вчера на заседании совета директоров концерна признал, что на балансе газпромовских структур (корпоративного пенсионного фонда, голландской «дочки» Gazprom Finance B.V. и других) находится ни много, ни мало более 20% акций концерна. Об этом газете «Время новостей» сообщил осведомленный источник, близкий к руководству «Газпрома». Таким образом, компания стала вторым крупнейшим после государства, владеющего 38,37%, акционером самой себя. Это превосходит самые смелые экспертные оценки, которые делались в последнее время. В частности, накануне заседания предыдущего совета директоров в отчете Объединенной финансовой группы (акционера концерна) содержалось предположение, что правительство напрямую и через «Газпром» контролирует 55% акционерного капитала компании. Теперь эта цифра скорректирована примерно до 60%. При этом в Кремле и Белом доме, судя по всему, больше не считают достаточным косвенный контроль. Поэтому при обсуждении главного вопроса повестки вчерашнего совета - о либерализации рынка акций «Газпрома» -- прозвучало жесткое условие: государство должно получить контрольный пакет акций компании. Объединять российский и зарубежный рынки акций государство будет готово только после того, как получит в свои руки акционерный контроль над «Газпромом».
Пока нет никакой ясности, каким образом акции перейдут к федеральным ведомствам, поскольку средств для выкупа хотя бы 13% акций (более 2 млрд долл.) в бюджете нет. Источник, близкий к совету директоров «Газпрома» сообщил газете «Время новостей», что вчера рассматривались три варианта. Первый из них заключался в получении акций с отсрочкой оплаты, второй предусматривает реструктуризацию долгов «Газпрома» при участии правительства в обмен на пакет. Кроме того, обсуждалась возможность обмена акций на соразмерный государственный пакет акций в другой естественной монополии - РАО «ЕЭС России». К единому мнению директора не пришли, поскольку вопрос находится за рамками компетенции этого органа. Но широкое представительство государства в совете свидетельствует о высоком политическом уровне обсуждения вопроса.
Очевидно, что формально закрепив за собой контрольный пакет «Газпрома», государство убьет сразу несколько зайцев: обеспечит себе дополнительные гарантии, откроет дорогу либерализации рынка акций и решит юридический конфликт в связи наличием значительного пакета акций «Газпрома» на балансе самой компании. В конечном итоге -- повысит капитализацию концерна в целом и своего пакета в частности.
При этом в вопросе собственно либерализации, по словам собеседника, представители правительства были настроены гораздо решительнее менеджмента. В рамках ускорения было решено как можно быстрее провести процедуру листинга акций «Газпрома» на ММВБ, что возможно только после подписания президентского указа о снятии ограничений на торговлю акциями концерна на российских биржах. Назывался даже срок - до конца года. Это подтверждает информацию газеты «Время новостей» о том, что
Владимир Путин должен подписать указ в самое ближайшее время. Более того, наиболее радикальные участники заседания совета директоров вчера даже высказывали предложения вместо ММВБ осуществить листинг на Нью-йоркской бирже. Однако независимый член совета Борис Федоров заявил, что нужно сделать необходимые шаги в России, прежде чем выходить на мировые рынки. Также обсуждалась возможность заполнения квоты предоставленной иностранцам (сейчас нерезиденты выкупили лишь около 12% из 20% возможных). Однако работающего механизма, по информации газеты, так и не было найдено.
Кроме того, совет директоров принял решение не заключать контракт с Нижнетагильским металлургическим комбинатом (НТМК) на закупку труб большого диаметра, которые тот планирует производить после постройки «стана-5000». Это связано с тем, что сейчас газовый концерн не испытывает ни малейшего недостатка в трубах. Теперь проект Завода по производству труб большого диаметра, в уставном капитале которого участвует и сам «Газпром», и российское правительство, и НТМК, фактически никому не нужен и, скорее всего, прикажет долго жить.