|
|
N°214, 20 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Последний крутой
Умер Джеймс Кобурн
Утром 19 октября в Лос-Анджелесе на семьдесят пятом году жизни от острого сердечного приступа скончался выдающийся американский киноартист Джеймс Кобурн.
Впервые он появился на экране в 1958 году, в ковбойском телесериале «Бронко», год спустя дебютировал на широком экране в вестерне Рэндольфа Скотта «Скачи в одиночку» и с тех пор снялся более чем в 120 картинах. В основном это были фильмы о Диком Западе: лицо Кобурна, с самого начала как будто скроенное из благородной кожи потертого седла, как нельзя лучше смотрелось под стетсоном. Не все вестерны, в которых он играл, были выдающимися произведениями искусства, но среди них попадались и подлинные шедевры жанра. Так, у Серджио Леоне он сыграл в «Пригоршне динамита», а у Сэма Пекинпа -- в «Майоре Данди» и «Пэте Гаррете и Билли Киде». Но для наших зрителей главным кобурновским героем навсегда останется Бритт, знаток ножевого боя из «Великолепной семерки» Джона Старджесса, -- легендарной картины, не так уж популярной на родине героя, но зато в СССР определявшей стиль поведения для нескольких поколений настоящих мужчин. Кобурн стал третьим, после Стива Макууина и Юла Бриннера, членом ковбойской бригады, ушедшим в мир иной.
А в Америке, как ни странно, Кобурна знали и любили за фильмы совсем другого рода. Наибольший успех выпал на долю пародийных фильмов о суперагенте Дереке Флинте -- «Наш человек Флинт» и «Подобно Флинту». Флинт в исполнении Кобурна может считаться праотцом Остина Пауэрса с куда большим основанием, чем Джеймс Бонд или Гарри Палмер. Да и заглавная роль в культовой сатире «Аналитик президента» далека от привычного нам образа Кобурна. Закономерно, однако, что именно этот фильм стал одним из самых успешных в его карьере: настоящий мачо должен иметь не только пронзительный взгляд и накачанные бицепсы, но и чувство юмора.
Среди других значительных ролей Кобурна -- Луис Седжвик в «Большом побеге» того же Старджесса и харизматичный нацист Штайнер в «Железном кресте» того же Пекинпа и еще множество не менее замечательных и серьезных работ. Но свой единственный «Оскар» Кобурн получил только в 1999 году, за роль второго плана в драме Пола Шредера «Скорбь». В том же году Академия научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов вручила актеру почетную награду за пожизненные заслуги.
Силач и спортсмен, Кобурн одним из первых в Голливуде заинтересовался боевыми искусствами и не раз виртуозно демонстрировал приемы восточных единоборств в своих фильмах (чего стоят хотя бы его комические, но действенные эскапады в «Нашем человеке Флинте»!). Он был одним из любимых учеников Брюса Ли, вместе с ним придумал сюжет «Железного круга», в котором Ли так и не успел сняться, и Кобурн оказался одним из тех, кто нес гроб Брюса, провожая его в последний путь.
Помимо кинематографа Кобурн был, хотя и несколько своеобразно, связан и с миром поп-музыки. Совместно со своей подругой, певицей и композитором Линдси де Пол он написал пару песен для одного из ее альбомов (в том числе вещь под названием «Меланхолическая дыня»). Кроме того, его изображение помещено на обложку альбома Пола Маккартни Band on the Run. Голос Кобурна можно услышать и в мультипликационной «Корпорации монстров», множестве документальных фильмов, в том числе кинобиографиях Мэрилин Монро и Стива Маккуина. Сегодня нет необходимости объяснять, что и сам Кобурн был в истории мирового кино фигурой ничуть не менее значительной, чем те, о ком он рассказывал за кадром.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ