|
|
N°213, 19 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тридцать шесть и пять
Завтра в Москве откроется традиционный фестиваль японского кино
Среди многочисленных фестивалей и недель национальных кинематографий, проходящих в ноябре--декабре в Москве, фестиваль японского кино занимает особое место. Во-первых, он тридцать шестой. Во-вторых, бесплатный. И то и другое не может не вызвать уважения к организаторам. Упорство в сочетании с бескорыстием не самые плохие качества. (Но если вы решите прогуляться до Большого зала Центрального дома предпринимателей и посмотреть парочку из представленных на фестивале пяти фильмов, имейте в виду, что бесплатными билетами лучше все-таки запастись заранее, -- иначе вас просто не пустят в традиционно переполненный зал.)
На этом фестивале киноманы не увидят ужасов «Звонка» и киберпанковских фантазий в духе «Железного человека» или «Призрака в доспехе» -- фильмы подобраны в основном заслуженные, спокойные, семейные, нормальной температуры. Завтра неделю откроет полнометражный мультфильм классика японской анимации Хайао Миядзаки «Унесенные призраками» (2001; в этом году фильм разделил «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля с «Кровавым воскресеньем» Пола Гринграсса).
Работа Миядзаки представляет собой глубоко оригинальную японскую версию «Алисы в стране чудес» -- о путешествии маленькой девочки Тихиро в страну богов и духов. Основные темы великого мультипликатора, который уже успел завоевать признание западных любителей кино своей «Принцессой Мононоке», -- взаимопроникновение духовной и материальной реальности, конфликт цивилизации и природы, простые ценности, без которых единство мира дает трещину. Сквозь эту трещину и проникают в мультфильмы Миядзаки наиболее мрачные из его видений; достаточно вспомнить бога гнева из «Мононоке» -- кишащего червями вепря с огненными глазами.
Мораль «Унесенных призраками» проста как букварь. Надо хранить верность друзьям и близким, добросовестно трудиться, охранять природу, а обжираться как свинья некультурно и вредно для здоровья -- с очаровательным буквализмом последняя максима проиллюстрирована сценой превращения родителей Тихиро в свиней. Но когда видишь, как дух реки приходит в волшебную баню (именно там трудится Тихиро, помогая богам и демонам отдохнуть после дневных забот) и исторгает из себя всевозможный мусор, железки и грязную жижу, упрекнуть режиссера в излишнем дидактизме не поворачивается язык. Побольше бы таких дидактиков.
В программе японского фестиваля стоит также обратить внимание на «Актера» (2000) Кането Синдо, 90-летнего классика японской режиссуры и бессменного фаворита Московского кинофестиваля (он побеждал у нас дважды -- с «Голым островом» и «Жаждой жить»). Синдо рассказал простую и впечатляющую историю из жизни актера-эпизодника, в которой отразилась вся история японского кино.
«Шалопаи» (2000) Такаси Ямадзаки -- детский фильм о том, как несколько школьников в компании с симпатичным роботом-пришельцем спасают Землю от инопланетной угрозы. «Первая любовь» (2000) Тэцуо Синохара -- медитативная мелодрама о дочери, которая решает устроить встречу смертельно больной матери с ее первым возлюбленным. И, наконец, «Пятнадцатилетний» (2000) Едзи Ямада представляет собой четвертую серию сверхпопулярного в Японии киносериала «Школа» -- любопытные впечатления этнографического характера нашим зрителям гарантированы.
Алексей МЕДВЕДЕВ