|
|
N°213, 19 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Светлейшая» в зеркале личных коллекций
Частные собрания Венеции стали темой одной из самых интересных европейских выставок
В Бонне в Государственном выставочном зале открыта выставка «Венеция! Искусство из венецианских дворцов», посвященная истории коллекционирования в XIII--XIX веках.
На фоне туманно-серой осени на Рейне выставка художественных произведений из «Светлейшей Венеции», города парящего, по словам Петрарки, «между небом и морем», несказанно радует глаз. Serenissima представлена 350 произведениями разных жанров (от ювелирного искусства до крупной скульптуры), созданных на протяжении более шести столетий. Помимо демонстрации размаха и великолепия, царившего в Венеции в лучшие ее времена, выставка рассказывает историю венецианского собирательства. Историю коллекционеров, чьи труды лежат в основе того художественного богатства, которое мы можем еще и сегодня видеть в городских музеях Венеции и всего мира, даже если на протяжении веков эти собрания разбазаривались наследниками, перепродавались или просто исчезали.
В вводном зале экспозиции, названном «Пьяцца ди Сан-Марко», зрителя встречает галерея героев выставки. С портрета неизвестного мастера нотариуса Оливеро Форцетта, который еще в XIV веке собрал богатую коллекцию монет и рисунков, взгляд переходит на портрет кисти Тинторетто Джованни Паоло Корнаро, знаменитого любителя античности XVI века. Рядом коллекционеры из семьи Гримани, много сделавшие для города в его золотой век. Позже Венеция покоряла английских консулов и австрийских маршалов, которые тоже пополнили ряды собирателей ее искусства. Галерея заканчивается автопортретом художника Марио Фортуни, который уже в конце XIX века подбирал осколки былого великолепия: репродукции, копии, старые фотографии Венеции. Но делал это с тем же пылом, с каким любили и собирали искусство его предшественники.
Другие разделы экспозиции посвящены реконструкции отдельных исторических коллекций города. Оказывается, первым городским художественным собранием, открытым для публики, была ризница собора Св. Марка, заметно пополненная после разграбления Константинополя в 1204 году. Драгоценные византийские эмали, чаши, оклады Евангелий сияют в витринах выставки. Рядом экспонаты, иллюстрирующие поучительную историю о том, как в 1362 году сам великий Петрарка завещал свою библиотеку городу с условием пускать в нее публику. Увы, власти Венеции это условие не выполнили. Первой публичной библиотекой, на основе которой затем возникла знаменитая библиотека Марчиана, стало собрание кардинала Бессарионе (XVI век).
Украшением боннской выставки являются реконструкции нескольких «кабинетов», где в прошлые века хранились художественные коллекции. Реконструкции сделаны впервые в истории музейного дела Венеции целым коллективом искусствоведов и художников под руководством кураторов проекта Джандоменико Романелли (директор объединения «Городские музеи Венеции») и Якоба Венцеля (директор Боннского выставочного зала).
По возможности восстановлен архитектурный облик так называемой трибуны знаменитого семейства Гримани. Оформленная в духе Высокого Возрождения капелла в палаццо Гримани в XVI веке вмещала в себя 130 античных скульптур, многие из которых найдены в разных музеях и впервые соединены в Бонне. Кроме того, в собрание Гримани в это время входило 15 000 книг и 500 картин. В целом же, как сообщают фискальные документы, в городе в это время было 200 семей, владевших фамильными пинакотеками, состоящими из не менее десяти полотен известных художников.
В реконструированном покое палаццо Коррер мы видим «шпалерную» развеску картин художников кварточенто, к которым знаменитый коллекционер рубежа XVIII--XIX веков Теодоро Коррер имел особое пристрастие. Среди них великолепная «Пьета» Козимо Тура. На выставке также представлены живописные полотна Босха и Тициана, Строцци и Каналетто, Джорджоне и Карпаччо, входившие в разные века в состав личных коллекций. Коллекции всегда отражают вкусы самих собирателей. Так, немецкий фельдмаршал Йоханн Маттиас граф фон дер Шуленбург в XVIII веке любил и собирал не великих мастеров венецианского прошлого, а своих современников, благодаря чему сегодня мы любуемся великолепной подборкой работ всех братьев Гварди.
В кинозале музея зритель может совершить виртуальную прогулку по исчезнувшей Венеции. С помощью новейшей программы анимации, созданной сотрудниками архитектурного факультета Технического университета в Дармштадте, на экране возникают уже несуществующие дворцы, где хранились коллекции, внутреннее их убранство, развеска картинных галерей и многое другое. Блеск и великолепие «Светлейшей» оживают на глазах зрителей в трехмерной компьютерной проекции.
Открыта до 12 января 2003 года, адрес в Интернете: www.bundeskunsthalle.de
Ольга КОЗЛОВА, Кельн-Бонн