|
|
N°213, 19 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пошли на рекорд
Государство подозревает, что Михаил Гуцериев продал «Славнефть» раньше него
Государство вчера объявило о крупнейшем в истории России приватизационном конкурсе: начальная цена 74,95% акций «Славнефти» на аукционе, который состоится 18 декабря, составит 1,7 млрд долл. С этим сравнима лишь продажа «Связьинвеста» в 1997 году: тогда начальная цена была 1,18 млрд долл. (в итоге акции были куплены за 1,875 млрд). На этот раз эксперты предсказывают итоговую цену в 2-3 млрд.
Глава Российского фонда федерального имущества (РФФИ) Владимир Малин и первый замминистра имущественных отношений Александр Браверман вчера в Белом доме объявили журналистам детали аукциона (прием заявок начался сразу после их пресс-конференции и закончится 16 декабря). Претенденты должны внести залог в 450 млн руб. Сам аукцион пройдет, как выразился г-н Браверман, «с молотком». Будут приглашены несколько аукционистов (судя по всему, западных, причем не шоуменов), их имена будут держаться в секрете, из которых перед самым аукционом выберут одного. Причем аукционист не будет оглашать сумму, участники будут просто поднимать карточки (шаг аукциона - 20 млн долл.), поэтому, уверены устроители, оспорить результат будет практически невозможно. Затем в течение пяти дней между РФФИ и победителем будет заключен договор купли-продажи. Если выигравший откажется от покупки, то потеряет залог. До середины февраля сделка должна быть завершена.
Тем временем, вокруг продаваемой компании циркулирует немало новой информации. По данным информагентств, состав совета директоров «Славнефти» может быть сокращен с 11 до 7 членов (законодательство предусматривает именно такой количественный состав, если у компании не более тысячи акционеров). В этом случае попасть в совет сможет лишь представитель акционеров, набравший не менее 14% голосов. И, таким образом, продаваемый сейчас Белоруссией пакет в 10,83% акций «Славнефти» не обеспечивает участия в управлении (тем самым девальвируются попытки Минска как можно дороже продать свой пакет, и в результате участники российского аукциона не будут отвлекать свои деньги на «посторонние» цели).
В этих условиях теперь логично говорить лишь об одном претенденте на белорусские акции - трасте, уже владеющем более 12% акций «Славнефти» и большими пакетами ее основных «дочек». В составе этого траста, по информации газеты «Время новостей», остались лишь структуры ТНК и «Сибнефти», и если они приобретут белорусский пакет, то смогут обеспечить свое присутствие в совете директоров «Славнефти». Таким образом, рассуждает источник газеты в нефтяных кругах, даже если участники траста не смогут выиграть российский аукцион, то в консолидированной «Славнефти» их доля будет весьма весомой (по оценкам, значительно больше 25%) и они намереваются активно участвовать в управлении компанией.
Г-н Малин вчера вместе с г-ном Браверманом рассуждал о том, что государство «выбрало очень удачный момент» для продажи и поступило правильно, решив продавать все имеющиеся у него акции «Славнефти». «Те компании, которые мы продали полностью, развиваются лучше, -- заявил г-н Малин. - Посмотрите, «Славнефть» -- это то же, что было с «Сибнефтью» года три назад, которая сейчас наиболее успешно развивающаяся компания».
Между тем, как стало известно газете «Время новостей», на днях Следственный комитет (СК) при МВД занялся новым уголовным делом, связанным с деятельностью компании «Славнефть». Возбуждено оно было еще весной прошлого года в Ульяновской области, но в регионе им занимались вяло, и по поручению Генпрокуратуры СК забрал все материалы к себе в Москву. Расследование касается судьбы 51 % акций предприятия «Нефтеразведка» (Ульяновск), приобретенных «Славнефтью» в 2001 году - когда компанией еще руководил Михаил Гуцериев. Следователи считают эту сделку незаконной и подозревают, что таким образом из «Славнефти» была выведена в офшоры крупная сумма.
Недавно этой историей также заинтересовалась и Счетная палата, занимающаяся сейчас предпродажной проверкой «Славнефти». Аудиторы уже побывали в СК, изучили материалы МВД и, в свою очередь, поделились своими. В документах СП, в частности, упоминаются многочисленные факты сомнительной перепродажи «Славнефтью» акций своих дочек - «Мегионнефтегаза» и «Ярославнефтеоргсинтеза»; покупка «Славнефтью» по необоснованно высокой цене акций «Варьеганефтегаза»; поручительства «Славнефти» при выдачи БИН-банком кредита в 5 млн. долларов Санкт-Петербургской сети АЗС «Фаэтон».Следователи занялись акциями «дочек» «Славнефти»
Скандал с акциями начался еще в 1999 году. Тогда московская компания «Транс Нафта» (она близка к Минэнерго) приобрела на аукционе 49% акций «Нефтеразведки» -- небольшого по российским масштабам предприятия, добывающего всего 5 тыс. тонн нефти в год. Как уверяют в СК, позже руководитель «Транс Нафты» Владимир Кондрачук лично купил еще 2% акций, став таким образом, за 3 млн рублей, владельцем контрольного пакета акций. В конце 2000 года администрацию Ульяновской области возглавил генерал Владимир Шаманов, который развернул тяжбу в арбитражных судах за возврат акций «Нефтеразведки» местным властям. Делалось это под предлогом того, что «Транс Нафта» не выполняет своих инвестиционных обязательств.
Пока шли судебные разбирательства, невесть откуда взявшийся еще один контрольный пакет акций «Нефтеразведки» неожиданно оказался у компании «Славнефть». Вопросом, почему контрольных пакетов оказалось сразу два, а также самой схемой покупки ценных бумаг «Славнефтью» год назад занялось следственное управление УВД Ульяновской области, возбудившее дело о мошенничестве. Недавно материалы забрал к себе СК. Его сотрудники заподозрили, что в реестровом журнале держателей акций «Нефтеразведки» в свое время мог быть уничтожен лист, где указывалось, что 2% акций купил г-н Кондрачук. Таким образом, у «Нефтеразведки» опять оказался свой контрольный пакет. Его судьба привлекла еще большое внимание СК.
По данным следователей, менеджеры «Нефтеразведки», включая ее гендиректора Аркадия Казберова, всего за 77,5 тыс. рублей продали «новый» 51% акций пяти столичным фирмам. Возглавляют все эти структуры, по информации СК, менеджеры компании «Нафта-Москва» (ее руководство близко к Михаилу Гуцериеву). Далее 51% акций за те же 77,4 тыс. рублей был продан офшорной фирме «НТ Сервисез Лимитед», а та сбыла их другой офшорной структуре -- «Стеджоко Лимитед». Но уже за 7 млн долларов. И именно по такой цене «Стеджоко» продал ценные бумаги пяти другим столичным фирмам, которыми руководили все те же менеджеры «Нафта-Москва». Потом, как установил СК, по распоряжению Михаила Гуцериева и его тогдашнего заместителя Хачатурова предприятие «Славнефть-Мегион» приобрело у этих фирм акции за 300 млн рублей. У следователей в связи с этой историей возникло сразу несколько вопросов. Во-первых, как на свет появился второй контрольный пакет акций «Нефтеразведки», и во-вторых, почему «Славнефть-Мегион» отдал за него так много денег. Как известно, ранее за аналогичный пакет «Транс Нафта» заплатила всего 3 млн рублей (в сто раз меньше), ушел он из «Нефтеразведки» вообще за 77,5 тыс. рублей. При этом все экспертные оценки показывают: столько ценные бумаги «Нефтеразведки» никогда не стоили. В СК не исключают, что таким образом -- с помощью искусственного завышения цен на акции «Нефтеразведки» -- могли просто выводиться денежные активы «Славнефти».Александр ШВАРЕВ
Николай ГОРЕЛОВ, Александр ШВАРЕВ