|
|
N°213, 19 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Игорь Костиков: «Основную роль на рынке сегодня играют инвесторы»
Председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Игорь КОСТИКОВ считает, что 2004 год может стать началом перехода российских компаний на международные стандарты финансовой отчетности. При этом ФКЦБ уже вводит новые требования к отчетности участников фондового рынка. Об этом глава комиссии рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» Алексею РОЖКОВУ.
-- Как вы оцениваете итоги совета по предпринимательству при правительстве, на котором вы делали основной доклад? Сложилось впечатление, что его обсуждение не вызвало у членов совета споров: капитализация российского рынка растет, а ФКЦБ, по мнению многих, адекватно формирует «правила игры». Так ли это? Какие проблемы вы сами считаете наиболее острыми?
-- В ходе этого заседания Михаил Касьянов отметил, что одной из основных функций фондового рынка должно быть привлечение инвестиций в реальный сектор экономики через рынок ценных бумаг. Фондовый рынок уже обогнал банковский сектор в сфере обеспечения предприятий дополнительными инвестиционными ресурсами. Между тем в основном на заседании обсуждалась налоговая система. Отмена в ходе налоговой реформы инвестиционной льготы по налогу на прибыль, по мнению предпринимателей, сказалась на инвестиционном климате в стране.
Основным направлением деятельности ФКЦБ в данный момент является мониторинг национального фондового рынка. Уже введены новые требования к отчетности и внутреннему учету профучастников, а также к профучастникам при заключении маржинальных и срочных сделок. При этом оперативный мониторинг контроля финансовой устойчивости участников торговли и соблюдения ими названных требований передается организаторам торговли. Кроме того, биржи смогут осуществлять постоянный мониторинг заключаемых в их системах сделок, что даст возможность выявлять факты манипулирования ценами.
-- Как бы вы определили сегодняшние отношения ФКЦБ с предпринимательским сообществом?
-- Основную роль на рынке играют сейчас не предприниматели, a инвесторы, которые вкладывают свои средства в активы российских предприятий. ФКЦБ делает все возможное, чтобы обеспечить защиту интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. При этом предприниматели, т.е. профучастники, предоставляющие инвесторам услуги на фондовом рынке, со своей стороны должны обеспечивать четкое функционирование этого процесса.
Для создания системы регулирования рынка ценных бумаг, отвечающей нынешним требованиям рынка, безусловно, необходимо сотрудничество регулятора с профессиональным сообществом. Все актуальные вопросы развития рынка мы выносим на обсуждение профучастников. Они и эмитенты проявляют большую заинтересованность в таком сотрудничестве.
-- Бумаги компаний второго и третьего эшелонов по-прежнему занимают небольшую долю рынка. Нужно ли стимулировать выход таких компаний на рынок?
-- Это не совсем так. В нынешнем году компании второго и третьего эшелонов значительно активизировались и начали выводить на рынок свои корпоративные облигации. На наш взгляд, основными причинами, сдерживающими выход этих предприятий на рынок, являются высокий, неприемлемый для них уровень расходов, связанных с эмиссией акций, а также неготовность раскрывать информацию о своей деятельности в объеме, необходимом инвесторам. Сейчас в Госдуме находятся поправки в Налоговый кодекс, которые предусматривают замену налога на операции с ценными бумагами госпошлиной за регистрацию эмиссии с одновременным снижением ее размера до 0,1--0,2% от объема эмиссии. Надеюсь, эти изменения вступят в силу уже 1 января и подтолкнут российские компании к более активному использованию рынка ценных бумаг для финансирования своей деятельности.
Существуют также проблемы корпоративного управления, которые руководство компании должно осознавать и понимать, что ему придется жить в рамках этой системы в интересах привлечения инвесторов.
-- Традиционно считается, что для развития фондового рынка необходимо принять меры по либерализации рынка акций «Газпрома»...
-- Акции «Газпрома» -- один из самых ликвидных финансовых инструментов, и несомненно, что либерализация этого сегмента положительно отразится на всем рынке ценных бумаг. Она прежде всего позволит уравнять российских и международных инвесторов и устранить диспропорцию между ценами на акции «Газпрома» на российском и западном рынках. Хотелось бы, решая этот вопрос, представлять себе пути развития самого «Газпрома». Пока не выработана окончательная концепция дальнейшей реструктуризации компании. В отношении либерализации рынка акций будет предпринят целый ряд шагов: правительство уже направило свои предложения, они обсуждаются и будут приняты. Думаю, что в течение года либерализация произойдет.
-- Какие проблемы вы видите в процессе подготовки к переходу российских компаний на международные стандарты финансовой отчетности?
-- Проблем достаточно много. Прежде всего необходимо урегулировать правой статус отчетности по МСФО и аудиторского заключения в отношении этой отчетности. Кроме того, нет официальной редакции этих стандартов на русском языке, признанной органами власти и комитетом по МФСО (их разработчиком), отсутствуют эффективная система контроля за достоверностью отчетности, российская система аттестации специалистов по МСФО да и самих кадров не хватает.
Впрочем, большинство российских эмитентов осознает потребность и заинтересованность рынка в достоверной отчетности по МСФО. Более того, неся дополнительные затраты, они составляют и аудируют такую отчетность, поскольку пользователи при анализе ценных бумаг за основу берут ее показатели.
ФКЦБ намерена провести ряд практических мероприятий для решения многих из этих проблем. В частности, мы будем рекомендовать организаторам торговли уже в 2003 году собирать и раскрывать отчетность по МСФО эмитентов, включенных в котировальные листы первого уровня. Идет подготовка перевода МСФО на русский, организации системы аттестации специалистов по МСФО, которую могли бы осуществлять российские организации.
-- Реален ли срок перехода на МСФО, заявленный Михаилом Касьяновым, -- начало 2004 года?
-- Да, при поэтапном внедрении МСФО. В предложениях по проекту плана перехода на МСФО, которые ФКЦБ направила в Межведомственную комиссию по реформированию бухгалтерского учета, предусматривается, что эмитенты, включенные в котировальные листы первого уровня, на первом этапе перехода (он начнется в 2004 году) представят аудированную консолидированную бухгалтерскую отчетность по МСФО. По нашим данным, большинство этих компаний уже составляет отчетность по МСФО или GAAP и сможет выполнить такие требования.
Кроме того, с 2003 года мы предложим всем эмитентам, допущенным к обращению российскими организаторами торговли, а также иным организациям, осуществляющим публичную эмиссию ценных бумаг, представлять сводную отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО и аудированную по требованиям российского законодательства или международных стандартов аудита (МСА). Поскольку отчетность по МСФО должна содержать сравнительные данные за предыдущие годы, первым годом, за который будут представлены данные по МСФО, будет 2004-й.
-- Согласны ли вы с мнением представителей Центробанка о том, что некачественная отчетность российских компаний не позволяет банкам активнее кредитовать реальный сектор?
-- Эта проблема касается не только банков, но и покупателей облигаций и акций таких компаний. Банки, кстати, имеют больше возможностей получить по запросу дополнительную информацию о заемщике, чем, например, частный инвестор, вложивший деньги в ценные бумаги компании. Просто для банка получение дополнительной информации и ее анализ -- как минимум дополнительные и существенные затраты, влияющие на эффективность сделки по предоставлению кредита предприятию, не раскрывающему отчетность по МСФО. Кстати, ряд банков, например ЕБРР, вообще отказывается кредитовать предприятия, не имеющие отчетности по МСФО.
-- Как вы оцениваете качество отчетности таких компаний, как «Газпром» и РАО «ЕЭС»?
-- Воздержусь от субъективных комментариев, но отмечу, что мы планируем создать эффективный механизм контроля качества (достоверности) отчетности, составленной по МСФО. Мы планируем сформировать при ФКЦБ группу мониторинга, включив в ее состав авторитетных специалистов в области МСФО. Мониторинг не сможет обеспечить реальный контроль за процессом представления отчетности, но позволит выявить основные проблемы при ее составлении, а также организации, нарушающие требования МСФО.
-- Проблема отчетности стала более актуальной после скандалов в США. Поддерживает ли ФКЦБ отношения с американской комиссией по ценным бумагам и биржам -- SEC -- на эту тему?
-- Мы изучаем опыт SEC и пытаемся внедрять аналогичные меры в России. Сейчас серьезное внимание мы уделяем работе аудиторов, проверяющих котируемые компании, и с участием представителей аудиторского сообщества разрабатываем Кодекс профессиональной этики аудиторов.
-- Что вы думаете о состоянии российского аудита как сферы бизнеса? Насколько, адекватна ему нормативно-правовая база в этой области?
-- ФКЦБ не занимается регулированием аудиторской деятельности, это компетенция Минфина. Говоря о нормативной базе, хотел бы вернуться к Кодексу профессиональной этики аудиторов. Документ имеет особое значение для того сектора, которым занимается комиссия: для ОАО и для АО, выводящих свои финансовые инструменты на фондовый рынок. Нам важно, чтобы аудитор давал справедливое заключение, поэтому необходимо как-то урегулировать конфликт интересов. Принятие кодекса -- важный момент в решении этой проблемы: невыполнение его условий станет основанием для инвестора предъявлять претензии. Мы считаем, что такой механизм добровольного ограничения конфликта интересов может быть эффективен на первом этапе.
-- После относительного затишья в этом году участились случаи борьбы за предприятия с помощью получения контроля над реестрами акционеров. Как вы считаете, эти случаи единичные или это сформировавшаяся тенденция? Как ФКЦБ намерена действовать в этой ситуации?
-- Нет, эти случаи не участились. Просто в связи с более жесткой и принципиальной позицией ФКЦБ к регистраторам, участвующим в корпоративных войнах, эти конфликты получили огласку. Если регистратор недобросовестно исполняет свои обязанности, мы лишаем его лицензии или приостанавливаем ее. Случаи с Сибирской регистрационной компанией, «Энергорегистратором», «Регистратором ПиЭр» и «Урал-Депозитом» это подтверждают. По нашему мнению, необходимо ужесточить требования к регистраторам, а также создать центральный фонд хранения информации, что позволит повысить уровень обеспечения прав собственности акционеров предприятий.
Беседовал Алексей РОЖКОВ