|
|
N°213, 19 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
За наше зерно ответят
Минсельхоз готовит адекватный ответ Евросоюзу
Российское правительство решило бороться с врагом его же оружием. Вице-премьер, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев заявил, что в ближайшее время правительство намерено рассмотреть возможность введения адекватных мер на планируемое странами Евросоюза повышение пошлин на пшеницу среднего и низкого качества с 1 января будущего года. Размер квоты достигнет 2,9 млн тонн для всех стран. В ее рамках ввозная пошлина на поставки будет установлена в размере 12 евро за тонну, а свыше квоты -- 95 евро за тонну. России на большую долю в рамках квоты рассчитывать не приходится, самая значительная ее часть (600 тыс. тонн) досталась Соединенным Штатам. Минсельхоз такое положение явно не устраивает, поскольку мы собирались экспортировать в Евросоюз порядка 2,5 млн тонн зерна.
К тому же, по мнению Минсельхоза, Евросоюз, урезая наш экспорт, сам ввозит к нам пшеницу под видом других продуктов. По подсчетам г-на Гордеева, «через мясо и молоко из Европы в Россию поступает 11 млн тонн зерна». Возглавляемая вице-премьером межведомственная рабочая группа при правительстве в качестве новогоднего подарка европейцам намерена к концу декабря разработать новый механизм таможенно-тарифного регулирования. Г-н Гордеев убежден, что пока Россия не предпримет адекватных мер в ответ на дискриминационные действия Евросоюза, никакого компромисса достичь не удастся.
Новый тарифный механизм действительно разрабатывается, подтвердил источник в МЭРТ. В настоящее время есть три возможных варианта импортных пошлин, но инструментарий планируется расширить, так как существующих ограничений для защиты рынка явно недостаточно.
Впрочем, Евросоюз тоже занимается тем, что ограждает свой рынок от ненужных влияний. Как сообщила газете «Время новостей» гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина, Евросоюз, ограничивая ввоз низкосортного зерна, пытается стимулировать экспорт высокопротеиновой и твердой пшеницы. Здесь никаких ограничений нет. Но основной экспортный потенциал России, по словам г-жи Тюриной, приходится на фураж, а высококачественного зерна производится не слишком много. И если его экспорт увеличится, то к концу сельскохозяйственного года на внутреннем рынке может возникнуть дефицит.
В Минсельхозе газете «Время новостей» рассказали еще об одной проблеме, требующей тщательной проработки. Можно ввести пошлины против европейской говядины, но российское производство не способно покрыть нужды страны в мясе. По идее, подчеркнули в Минсельхозе, можно переориентироваться на других поставщиков, например Бразилию или Австралию, но тогда о мясе неглубокой заморозки придется забыть.
Сколь опасным сочтет для себя Евросоюз возможное введение пошлин на мясо, станет известно через две недели, когда состоится очередной раунд переговоров. Минсельхоз намерен добиваться объемов экспорта, сравнимых с прошлогодними поставками, то есть на уровне 2 млн тонн.
Вера СИТНИНА