Ситуацию вокруг Северной Кореи газете «Время новостей» прокомментировал заведующий департаментом по отношениям с Россией МИД Японии г-н Тойосиса КОДЗУКИ. Он рассказал о роли Японии и России в урегулировании кризиса на Корейском полуострове и о сегодняшних особенностях российско-японских отношений.
-- Неужели японцы верят, что в Северной Корее есть нечто похожее на ядерное оружие?-- Я не знаю, не могу комментировать.
-- А какова официальная позиция?-- Надо советоваться с американской стороной по этому вопросу. Но мы, конечно, в этих условиях не предоставим экономической помощи Северной Корее -- это произойдет только после того, как все убедятся, что Северная Корея никому не угрожает, и после полной нормализации отношений между Токио и Пхеньяном. А для этого еще надо вести переговоры.
-- Как в Токио оценивают позицию России по Северной Корее?-- Наш премьер выразил благодарность президенту Путину за его очень хорошие советы перед поездкой г-на Дзюнъитиро Коидзуми в Северную Корею в сентябре. В телефонном разговоре Путин посоветовал, на что надо обратить внимание при общении с северокорейским лидером Ким Чен Иром. В целом Россия играет важную роль для сближения позиций всех сторон в нашем регионе.
-- И на что посоветовал обратить внимание Путин?-- Например, на то, что Ким Чен Ир любит узкий круг общения. И переговоры он предпочитает вести в узком кругу. Были и еще советы, но я о них не вправе говорить.
-- А что любит ваш премьер Коидзуми, ведь в начале января он приезжает в Москву?--Коидзуми любит оперу. Музыку. Кроме того, лидерам неплохо было бы провести какое-то время вместе, чтобы лучше узнать друг друга.
-- Говорят, Токио к визиту может предложить некий компромисс по спорному с Россией вопросу принадлежности четырех островов на Южных Курилах. Это так?-- Позиция Японии не изменилась, мы добиваемся возвращения этих территорий. Конечно, и Россия, и Япония ищут компромисс. Но если вы под компромиссом подразумеваете какие-то новые предложения, то такого нет.
-- А нет ли у вас ощущения, что Москва смягчила позицию?-- Такого тоже нет. В середине октября в Москве наша министр иностранных дел Иорико Кавагути встретилась с главой вашего МИДа Ивановым и с президентом Путиным. Обе встречи подтвердили готовность российской стороны вести серьезные переговоры с Японией. Со стороны президента Путина прозвучали очень хорошие слова, что надо преодолеть негатив прошлого и что очень жаль, что пока нет мирного договора между Японией и Россией. Но и на этот раз без конкретных решений. Словом, хорошие признаки есть, но проявлять оптимизм рано. В октябре в Москве мы договорились подготовить совместный план действий из шести частей: политический диалог, мирный договор, экономическое сотрудничество, культурное, военное и сотрудничество на международной арене. Кроме того, в документе будет две больших части. Первая -- описание того, что достигнуто, это как бы история российско-японских отношений. Вторая часть -- ориентиры на будущее. Этот документ, который должен быть подписан во время визита г-на Коидзуми, станет первым в истории наших отношений, где обе стороны единодушно попытаются договориться о направлениях сотрудничества.
-- Но вопрос островов не будет решен?-- Совместный план действий -- важный шаг. Хотя, конечно, если бы был мирный договор, то сотрудничество Японии и России можно было бы поднять на качественно новый уровень. Пока наш товарооборот -- 5 млрд долларов в год. Это в 40 раз меньше, чем между Японией и США. И в 20 раз меньше, чем между Японией и Китаем. Впрочем, есть хорошие признаки. Экспорт из России в Японию в прошлом году увеличился на 40% по сравнению с предыдущим годом. И инвестиции из Японии в Россию увеличились в прошлом году в два раза по сравнению с предыдущим. Уровень еще низкий, но тенденция хорошая.
-- Кстати, ряд японских чиновников, в том числе дипломаты, которые занимались отношениями с Россией, обвинены в Токио в коррупции. Они что, использовали совместные проекты для обогащения?-- Все совсем не так. В тюрьме только один чиновник, господин Сато, он действительно был ведущим аналитиком по России. Следствие продолжается, но это не имеет никакого отношения к России. В плане же сотрудничества я бы хотел добавить, что мы планируем участвовать в строительстве газопровода, который свяжет остров Сахалин с континентом, что поможет обеспечить газом Дальний Восток. На стадии обсуждения строительство еще одного газопровода, который связал бы Сахалин (конкретно проект «Сахалин-1», где работают японские компании) с японским островом Хоккайдо. Япония может поставить специальные трубы, которые годятся для прокладки по дну океана. Проведены исследования, показавшие, что это возможно. Ключевой вопрос -- много ли газа на Сахалине, и получатся ли оттуда долгосрочные газовые поставки в Японию. Ведь ото всех участников проекта «Сахалин-1» потребуются большие инвестиции.
-- Зачем Японии российский газ?-- Япония закупает много газа, имея долгосрочные контракты с Катаром, Индонезией. Но когда сроки этих контрактов истекут, то мы не исключаем, что часть из них можно сменить на договоренности с россиянами. Преимущество России -- близость, то есть транспортные расходы сократятся, а это значит, что газ будет дешевле. Да и при поставках по газопроводу не надо применять дорогие технологии по сжижению газа для его перевозки танкерами. Для России Япония -- идеальный покупатель, ведь если вы будете продавать Штатам, то это уже очень далеко. «Сахалин-1» и «Сахалин-2» -- хороший пример сотрудничества между нами. Инвестиции в эти проекты из Японии, возможно, составят 8 млрд долларов. Мы уже вложили 1 млрд. Но Япония может делать больше. Так что странно, что у нас не решена проблема территорий.
-- Но Япония же не признает иного решения, кроме возвращения островов. А куда же тогда, по мнению Токио, деть русских, которые там живут?-- Японская сторона с 1993 года говорит о гибкости по отношению к жителям островов. У нас есть идеи, какие -- пока секрет, но мы готовы помочь жителям уже сейчас. Однако же на островах раньше жили 15 тысяч японцев, после второй мировой войны их заставили уехать. Но они мечтают о возвращении и поэтому в основном живут рядом, на острове Хоккайдо.
-- Могут эти территории стать нейтральной зоной? Или хотя бы такой компромисс: два острова -- вам, а два -- нам?-- Нет. Такое невозможно.