Время новостей
     N°212, 18 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.11.2002
У Туркменбаши наступила осень
Последний пересчет ниязовских «цыплят»
Трудной оказалась прошедшая неделя для президента Туркмении. Она целиком была посвящена решению кадровых вопросов. Во вторник Сапармурат Ниязов принял меры по «укреплению» руководства парламента страны -- в пятый раз за неполных два последних года. Технически это выглядело незамысловато. Туркменбаши собрал «народных избранников» в предбаннике своего кабинета во «дворце им. Туркменбаши» и дал слово председателю меджлиса Тагану Халлыеву. Последний попросил «вождя» позволить ему уйти на пенсию по «состоянию здоровья», президент милостиво разрешил и тут же поручил министру финансов оформить ему персональную пенсию.

Новый спикер был избран тут же и единогласно. Им стал бывший председатель Верховного суда Овезгельды Атаев, прославившийся «клятвенным законотворчеством». Три года назад он предложил дополнить текст клятвы, которую учат ныне туркмены со школьной скамьи, именем «любимого сердара»: «...в час измены Родине, Сапармурату Туркменбаши Великому да прервется дыхание мое».

Раньше «дыхание туркмен» должно было «прерваться в час измены» только Родине. Ушедший на пенсию спикер ничем таким себя не обессмертил, кроме того, Туркменбаши последнее время публично намекал на его сочувственное отношение к оппозиционерам. Так что г-н Халлыев еще хорошо отделался.

Однако главный «разбор полетов» своим кадрам Туркменбаши устроил 15 ноября. Он так и открыл транслировавшееся по телевидению заседание кабинета министров: «Будем считать цыплят -- осень наступила». Начал он «за здравие». За 10 месяцев ВВП Туркмении, оказывается, вырос на 22,5% -- «это самый высокий показатель в мире». А преступность, наоборот, «ежегодно снижается на 16--17%». Простые арифметические подсчеты показывают, что вскоре Туркмения отметится в Книге рекордов Гиннесса «нулевой преступностью». Туркменским «счетоводам» теперь только важно не упустить момент, когда преступность перевалит за нулевую отметку, иначе она приобретет отрицательный знак.

На этом подведение успешных результатов закончилось, началось обсуждение провалов в экономике, главными из которых стали катастрофические неурожаи хлопка и зерна. Первыми выступили генеральный прокурор Атаджанова и министр МВД Какабаев. Прокурор доложила о кражах десятков тысяч голов скота и 50 млрд манат (туркменская валюта), ответственность за что несет бывший глава нацбезопасности Назаров, уже с весны отбывающий 18-летний тюремный срок. Милицейский министр рассказал о массовых приписках в ходе посевной кампании. Здесь тоже были поименно названы виновные -- хякимы всех пяти областей страны. Четверо из них тут же были сняты с работы.

Один из них -- Поран Бердыев, назначенный только два месяца назад хякимом Балканского велаята, а до этого он был шефом МВД, а затем КНБ. Бердыев выступил с обращенным к «вождю» покаянием: «Мой любимый, мой дорогой дед, я не смог организовать работу в области, но и после того, как вы меня освободите, я клянусь до последнего дыхания быть преданным вам и верно служить, чтобы смыть свой грех». Судя по реплике Туркменбаши в его адрес («я дал тебе три поручения, когда ты возглавлял КНБ, а ты ни одного не выполнил»), шансов «искупить грех» у дважды экс-министра будет немного.

Вместо уволенных областных руководителей назначены новые -- бывшие вице-премьеры и министры. Им дали 6-месячный испытательный срок. Видимо, и их преданность не внушает Туркменбаши доверия.

Однако главной сенсацией стала отставка самого близкого к Ниязову чиновника, бывшего рядом с ним последние 10 лет, вице-премьера Реджепа Сапарова. Он должен был принять на себя все экономические и прочие грехи и отвести таким образом удар от самого президента. «Я причинил боль вашему сердцу и поэтому прошу меня освободить», -- дрожащими губами (это было видно по телевизору) молил туркменского «пророка» человек, которого Туркменбаши еще месяц назад посылал вместо себя на саммит СНГ.

Кого теперь будет посылать Ниязов своим «главным представителем» за границу, неизвестно. Впрочем, это мало кого уже и волнует. У Туркменбаши наступила осень.

Аркадий ДУБНОВ