|
|
N°212, 18 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Позднее знакомство
Сегодня в Москве открывается Неделя израильского кино
Нашествие на Москву национальных кинематографий продолжается. После чехов в дело вступают израильтяне. С 18 по 23 ноября в Белом зале Дома кино на Васильевской можно будет увидеть шесть фильмов: не самых новых (в основном представлены картины конца 90-х), но безусловно дающих первое представление о практически неизвестном в России израильском кино. Вспоминая израильских режиссеров, даже киноманы назовут разве что космополита и кинографомана Амоса Коллека («Сью», «Еда и женщины на скорую руку») да в лучшем случае -- Амоса Гитаи (на последнем Московском фестивале был показан его фильм «Кедма»). Меж тем национальная киноиндустрия, пользующаяся сравнительно щедрой поддержкой государства, достойна самого пристального интереса. Хорошо, что повод для знакомства наконец-то представился.
Главную надежду израильского кино зовут Довер Косашвили, и пусть вас не смущает грузинское имя. Этот режиссер -- выходец из еврейской общины, проживавшей в Грузии. Можете представить, насколько специфичен этот этнический коктейль. Родился он в 1966 году, а в 1972-м вместе с семьей уехал в Израиль -- чтобы оказаться в той же самой герметично замкнутой среде, в точности воссозданной на Земле обетованной. Об этом мире-мирке, в котором верность традиции зачастую означает насилие над личной свободой, он и снимает свое кино, полное гнева, любви и уникального грузинско-еврейского юмора.
«Поздний брак», премьера которого состоялась на прошлом Каннском фестивале, -- первая полнометражная работа Косашвили (до этого была короткометражка «По закону», удостоенная приза на фестивале в Иерусалиме). Главный герой Заза (Лиор Ашкенази) неизвестно зачем учился философии, разменял четвертый десяток, а теперь сидит на шее у родителей, всеми правдами и неправдами отшивая кандидаток в жены, которых исправно поставляет ему властная мать (эту роль блестяще сыграла Лили Косашвили -- мать режиссера). Она еще не знает, что у сына есть возлюбленная, мать-одиночка по имени Юдифь (Ронит Элькабец). Но о браке не может быть и речи: родители Зазы настаивают, что невеста должна быть девственницей.
Трагикомедия Довера Косашвили своего рода печальная версия «Большой греческой свадьбы», в которой традиция и современность, этнические особенности и общечеловеческие чувства так и не придут к приемлемому компромиссу. И это не просто житейский анекдот. Не случайно обаятельному и бестолковому герою подарена профессия философа. «Поздний брак» деликатно намекает и на инфляцию национально-культурных ценностей, и на кризис безвольного индивидуализма.
Также в рамках фестиваля израильского кино можно будет увидеть фильмы «Перекресток Вулкан», «Цирк Палестина», «Томимый любовью из третьего квартала», «Афула-экспресс». Особое внимание обратите на драму Амоса Гитаи «Киппур» (2000), в которой он, избегая политической риторики и прямолинейных сентенций, рассказал о личном опыте участия в войне с Сирией и Египтом в 1973 году.
Алексей МЕДВЕДЕВ