|
|
N°212, 18 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Поправка связи
Либерализация отрасли растянется на пятилетку
Завтра совет Госдумы должен решить, какой из трех вариантов поправок в закон «О связи» вынести на рассмотрение парламента в первом чтении. Необходимость поправок объясняется тем, что действующий федеральный закон «О связи» в редакции 1995 года появился до принятия законодательства о регулировании естественных монополий и не учитывает современные российские представления о роли конкуренции на рынках. Между тем министр связи Леонид Рейман в прошлую пятницу заявил журналистам, что и после принятия любой новой редакции закона либерализация телекоммуникационного рынка возможна только в виде плавного процесса, растянутого на пять--шесть лет.
Комитет Госдумы по энергетике, транспорту и связи на прошлой неделе рассмотрел три альтернативных законопроекта «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О связи». Правительственный вариант, внесенный в Думу в июле, подготовлен Минсвязи и представляет собой новую редакцию базового закона в области связи. Устанавливая новые правовые основы деятельности в отрасли, проект вводит новые определения и термины. В частности, понятие оператора, «занимающего существенное положение на сети связи общего пользования» (таковой предлагается считать компанию, обладающую не менее 25% монтированной емкости нумерации или возможностью пропуска не менее 25% трафика).
Вновь вводимый термин «универсальные услуги связи» предусматривает предоставление гражданам России на территории страны необходимого набора услуг связи определенного качества и по доступной цене в соответствии с перечнем, определяемым правительством. Эта мера необходима для реализации нерентабельных социальных проектов по телефонизации села и отдаленных районов. Используя механизм универсального обслуживания, Минсвязи надеется телефонизировать более 54 тыс. населенных пунктов.
Операторы универсального обслуживания, отбираемые по конкурсу, такие услуги должны оказывать обязательно. Убытки, связанные с их предоставлением, будут компенсироваться операторам из специального резерва, создаваемого за счет обязательных отчислений всех операторов сети связи общего пользования. Первоначально предлагалось законодательно закрепить норму отчислений в этот фонд в размере 3% выручки операторов, что позволяло формировать ежегодный резерв в объеме 33,6 млрд руб. В ходе согласования законопроекта с Минфином было решено, что механизм формирования и распределения средств этого фонда будет определять правительство.
В законопроекте прописаны правила присоединения и взаиморасчетов между операторами, введено понятие раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, а также порядок лицензирования. При использовании ограниченных ресурсов лицензия выдается по конкурсу, условия которого устанавливает правительство.
Как сообщили корреспонденту газеты «Время новостей» в комитете Госдумы по энергетике, транспорту и связи, положения второго законопроекта, внесенного депутатами Леонидом Маевским и Владимиром Катренко год назад, во многом совпадают с положениями проекта Минсвязи. По просьбе комитета Маевский и Катренко отозвали свой проект в пользу правительственного варианта, а свои предложения по поправкам в закон будут вносить по мере прохождения законопроекта в Думе.
Третья версия поправок в «Закон о связи», подготовленная группой депутатов в октябре, принципиально отличается от предыдущих проектов и по сути не является новой версией базового закона. Последний проект ограничивается регулированием электросвязи, предполагая расширить рамки либерализации рынка телекоммуникационных услуг, не учитывая при этом таких важных аспектов, как развитие информационной политики, обеспечение безопасности и тайны связи, управление сетями в чрезвычайных ситуациях. Проект устанавливает права на использование конкретной нумерации и конкретных радиочастот, а также предлагает ввести требование доступности для гражданского оборота не менее половины радиочастотного спектра и запрет на смешанное использование конкретных полос радиочастот. Ряд статей законопроекта предусматривает социальную поддержку потребителей услуг со стороны государства.
Профильный комитет Думы рекомендовал палате принять в первом чтении законопроект, подготовленный Минсвязи, как наиболее полно отражающий вопросы регулирования отрасли. Слабым звеном третьего законопроекта, по мнению представителей комитета, является наличие в нем дополнительных расходов федерального бюджета и необходимость получения соответствующего заключения правительства. В то время как введение универсального обслуживания снимает часть проблем «социалки» без увеличения расходов бюджета.
Леонид Рейман, выступающий официальным представителем правительства при рассмотрении законопроекта в Думе, заявил, что процесс либерализации рынка телекоммуникаций может длиться пять--шесть лет. В частности, на переговорах о вступлении в ВТО Россия настаивает на сохранении за «Ростелекомом» монополии на дальнюю связь в течение шести лет с момента вступления эту в организацию, а также на введении на переходный период 49-процентного ограничения доли иностранного капитала в уставных капиталах российских поставщиков услуг связи.
Надежда КОСТЮК