|
|
N°212, 18 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Аспирантский набор
Для продолжения обучения за рубежом соискателю потребуется диплом, стипендия и виза
Интерес к зарубежному образованию в России по-прежнему высок. Причем диплом иностранного вуза большинство россиян продолжают рассматривать в качестве «проездного билета», открывающего дорогу на постоянное место жительства за границу. Несмотря на патриотические утверждения чиновников из Минобразования о сокращении «утечки мозгов», большинство из тех, кто сумел устроиться в иностранный вуз или аспирантуру, домой возвращаться не торопятся. Можно только сказать, что сегодня зарубежное образование стало более целевым. Оно уже не только «средство передвижения» из России на Запад. Оно позволяет целенаправленно искать высокооплачиваемую работу в научных сферах тем, кто не смог найти таковую в России. Следовательно, изменился и состав отъезжающих. На смену выпускникам школ и бакалаврам пришли магистры, докторанты и постдокторанты (в российской образовательной традиции -- соответственно, аспиранты и соискатели степени доктора наук). Изменилось и отношение к России у американских и европейских университетов и фондов. Россиян больше не берут только ради обогащения этнического состава факультетов и лабораторий. Заявления на стипендии от российских граждан рассматриваются наравне с прошениями студентов из других стран. Предъявляются высокие требования к знанию языка и к владению специальностью. О том, насколько сегодня высоки шансы «бывших советских» на получение зарубежной стипендии или гранта, газете «Время новостей» рассказывает президент Межгосударственной ассоциации последипломного и дополнительного образования Анатолий ДЕМЬЯНЧЕНКО.
-- Анатолий Георгиевич, насколько охотно зарубежные университеты и фонды сегодня оказывают финансовую поддержку студентам и ученым из России?
-- Лет 10--12 назад был пик интереса к нашей стране. И мы как раз в то время начали помогать нашим студентам искать зарубежные стипендии. Переписывались с вузами, спрашивали о различных программах финансирования. Первые годы были на удивление плодотворные. Грубо говоря, процентов 40 отвечали нам на наши письма с большим интересом. А вот сейчас интерес к России заметно снизился. Например, канадские вузы совсем перестали отвечать на наши запросы о стипендиях. Но, кстати, изменилось и отношение к зарубежному образованию в России. Ажиотаж уже спал. Во-первых, кто хотел уехать, уже уехал. А во-вторых, у нас тоже есть теперь возможности найти интересную высокооплачиваемую работу.
-- На каком уровне обучения реальнее претендовать на стипендию -- в бакалавриате, в магистратуре, в аспирантуре?
-- Если стипендии для бакалавров и дают, то, как правило, это не деньги на жизнь для студента, а частичное снижение для него платы за обучение. Бывает, что освобождают от платы на четверть, на половину. Ну, например, предоставляют стипендию в размере 9800 долларов. А стоимость обучения 18 тысяч долларов, плюс еще необходимо заплатить за общежитие и различные студенческие взносы. Но и таких-то программ буквально единицы. Например, через нашу ассоциацию было всего два подобных предложения.
-- А что это за предложения?
-- В американские колледжи на двухгодичные программы. А еще через нас проходила одна бакалаврская стипендия от университета Индианаполиса. Правда, по очень специальному направлению -- для спортсменов. Но это тоже было льготой по оплате. Так что бакалаврских спонсорских программ за рубежом практически нет. Но если сравнивать в этой категории разные страны, то все равно окажется, что больше возможностей получить финансирование высшего образования на начальном его этапе имеется в Америке и Канаде. Немножко есть в Австралии и Японии. В Германии университетских стипендий крайне мало. Поскольку там высшее образование бесплатное, считается, что одного этого студентам из других стран уже должно хватать. Есть правда государственные стипендии, но конкуренция в этих программах огромная.
-- Какая ситуация с магистерскими стипендиями?
-- Магистерские программы бывают разные. Есть чистое обучение -- прослушивание определенных курсов, сдача экзаменов и зачетов. А есть и программы, предусматривающие исследования, -- ведь университеты или научные институты дают стипендии, как правило, для того, чтобы что-то получить взамен от молодого ученого. По моим наблюдениям, по большей части выделяют стипендии как раз на исследовательские программы и в очень редких случаях на программы связанные с прослушиванием курсов.
-- Получается, что больше всего шансов получить финансирование аспирантуры?
-- Да, как раз по той причине, о которой я только что сказал. Докторант уже считается молодым ученым, и он будет способен больше дать пригласившему его институту. Напомню, что докторантами за рубежом называются наши аспиранты, доктор соответствует нашему званию кандидат наук. А еще есть постдокторат, приравниваемый к российской защите диссертации на степень доктора наук.
-- На постдокторат тоже выделяются стипендии?
-- Их выделяется больше, чем для бакалавров, но меньше, чем для магистров и аспирантов. К примеру, вуз может предложить 12 аспирантских стипендий и одну на постдокторат. Соотношение примерно такое. Но есть фонды, как частные, так и государственные, которые могут профинансировать работу такого ученого, пригласить его для чтения лекций или для исследования. Например, есть натовские программы, по которым люди с уже имеющейся степенью кандидата наук могут поработать в зарубежных научных центрах. В число партнерских стран натовских программ входит и Россия. НАТО выделяет деньги для проведения семинаров, конференций, причем как на организацию, так и на участников. И направления разные: от математики до гуманитарных наук.
-- Есть ли список наиболее востребованных специальностей, по которым легче получить грант за рубежом?
-- Если это университетская стипендия, то она в равной степени доступна для всех факультетов и кафедр. Если мы говорим о стипендиях от частных или государственных фондов, то тут уже, конечно, есть свои специализации. Например, нас просит найти специалистов для обучения и научной работы американское противораковое общество. По моим сведениям, от фондов больше всего предлагается стипендий для изучения международных связей, по антикризисным экономическим программам в странах Восточной Европы, по политическим темам, связанным со становлением демократии. Пожалуй, политических стипендий больше всего. Западные институты даже переход к рыночной экономике рассматривают в контексте построения демократического общества.
-- А как же традиционный интерес к нашим физикам и математикам?
-- Мне кажется, что по техническим дисциплинам мало общедоступных стипендиальных программ, больше экономико-гуманитарного плана. В технических специальностях люди, как правило, договариваются о стипендиях в узком профессиональном кругу. Русский профессор просит американского профессора принять его студента и похлопотать о материальной помощи.
-- Промышленные компании разве не финансируют прикладные исследования в университетах?
-- Финансируют, конечно. Но такие программы очень узкоспециальные. Стипендии могут выделяться, например, для исследований по бензину или по молоку. Мы просто не занимается такими узкими программами, так как очень тяжело подобрать подходящего по всем параметрам человека. Бывает, правда, что промышленные компании или крупные научные лаборатории приглашают к себе российских аспирантов официально на стажировку или на обучение. Но на самом деле они их принимают просто временно на работу. Потому что так проще оформить человека, не получая на него разрешение от миграционных властей.
-- А кстати, наши документы об образовании признаются в других странах?
-- Каждый зарубежный университет решает по-своему. Например, англичане пишут, что на бакалаврскую программу нельзя поступить после нашей средней школы, для этого необходимо проучиться год в Англии или закончить у нас 1--2 курса вуза. Немецкие университеты предпочитают, чтобы российские студенты поучились год на подготовительных курсах, для того чтобы нивелировать разницу между школьными программами в разных странах и заодно лучше выучить язык. Ряд университетов считает, что россияне способны учиться на магистрских программах только после получения в России законченного высшего образования. Но на самом деле все индивидуально. Главным является заинтересованность профессора в том или ином студенте.
Кирилл ВАСИЛЕНКО