Событие, которого одни ждали, а другие опасались, все-таки произошло. Президенту Белоруссии Александру Лукашенко отказано во въезде в Чехию, куда он собирался прибыть для участия в саммите НАТО 21--22 ноября. Так белорусский лидер был «наказан» за
высылку миссии ОБСЕ в Минске, полное игнорирование цивилизованных норм общения с западными дипломатами, за подозрения в причастности к преследованиям своих политических противников. Дни работы саммита г-н Лукашенко проведет в Киргизии, где его ждет президент Аскар Акаев. Им будет о чем поговорить: около года назад белорусский президент резко упрекал киргизского коллегу в предоставлении территории для дислокации военных баз западной антитеррористической коалиции. Лукашенко был недоволен тем, что Акаев, принимая это решение, не проконсультировался с союзниками по Договору о коллективной безопасности (ДКБ) СНГ.
Теперь «батька» имеет все основания предъявить коллеге свой личный счет. Вот, мол, к чему привело заигрывание с «потенциальным противником». Меня, лидера страны, оказавшейся в результате расширения НАТО на Восток форпостом у границ этого блока, унизили так, как никогда и никого раньше в мире не унижали. Если не считать, правда, президента Зимбабве Роберта Мугабе, которому вместе с его окружением запрещен въезд в страны Евросоюза. Именно такого рода афронт, в результате неуемного стремления президента Белоруссии найти понимание на Западе, теперь грозит и многим членам белорусского руководства во главе с президентом. 19 ноября будет опубликован список из полусотни имен представителей официального Минска, которым будет отказано в визах не только в государства ЕС, но и в те страны, что являются кандидатами на вступление в сообщество.
Справедливости ради заметим, что г-ну Лукашенко натовцы дали достаточно времени, чтобы достойно выйти из положения, в которое он сам себя загнал, объявив о непременном желании поучаствовать в их саммите. Ему откровенно в течение недели намекали: официальная Прага откажет во въездной визе, и лучше не доводить дело до скандала и самому найти удобный предлог, чтобы отказаться от поездки. Чем был плох в качестве оного тот же визит в Бишкек, к гораздо более близкому партнеру по ДКБ?
В результате этих событий у Александра Лукашенко появился
еще один повод обижаться на Москву: не заступилась перед Западом за «союзное государство». Глава российского МИДа Игорь Иванов ответил на этот упрек в субботу: «А чего, собственно, заступаться? Я такой не вижу проблемы, чтобы заступаться. Это вопрос, который, как мне кажется, какой-то особой реакции даже не требует. Ну, не дали визу. Значит, это вопрос на совести той страны, которая визу не дает». При этом г-н Иванов сумел-таки найти несколько капель бальзама на раны Лукашенко: «Мы считаем, что кому-то отказывать в визе... - это пережиток периода «холодной войны».
Белорусское руководство между тем решило проявить известную осторожность и принять ответные меры не против руководства НАТО, которое «не хочет видеть г-на Лукашенко на пражском саммите», а только в отношении Чехии. Минск отозвал своего посла из Праги «для консультаций» и готовится отказаться от импорта чешских товаров. Но белорусы ничего из этого ассортимента, кроме чешского пива, и вспомнить не могут. Да еще зерно, которое Белоруссия закупала в Чехии по очень высоким ценам в период трудностей с продовольствием, но от этих закупок Минск в любом случае бы отказался.
Уроки этого скандала, надо надеяться, извлечет теперь и президент Украины Леонид Кучма, отправившийся вчера из Москвы после ужина с Владимиром Путиным в Китай. Его также не особенно жаждут видеть на саммите НАТО, куда он также стремится (видимо, чтобы доказать своим участием непричастность к
обвинениям США, будто бы Украина в обход санкций продавала Ираку радары «Кольчуга»). Кучма «не получал личного официального приглашения» из Брюсселя, сообщил вчера источник в штаб-квартире альянса. Однако пресс-секретарь г-на Кучмы утверждает обратное: «Получал». У президента Украины есть еще несколько дней, чтобы принять решение развернуть 20 ноября свой самолет на пути из Пекина в Прагу.
В Киеве есть дела поважнее: новый премьер, новое правительство.