|
|
N°211, 15 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чернобыль для Бен Ладена
Панкисское ущелье проверят на радиацию
Активисты «Аль-Каиды» начали охоту на территории Грузии и Молдовы за контейнерами с радиоактивным цезием-137, чтобы использовать его для изготовления оружия массового уничтожения и совершения террористических актов. Об этом сообщила влиятельная «Вашингтон пост», по данным которой цезий-137 использовался в СССР в 70-х годах для экспериментального облучения семян и растений. После развала СССР канистры с цезием на какой-то период стали просто «беспризорными».
Во времена СССР на территории Грузии исследовались возможные реакции сельскохозяйственных растений на последствия ядерного взрыва, а также влияние (предположительно благотворное) радиации на рост злаковых. Секретный проект назывался «Гамма-колос». Результаты экспериментов западным экспертам неизвестны, но, очевидно, они были достаточно успешны, ибо радиоактивное вещество отправили в союзные республики, в том числе -- в Молдавию. По оценкам МАГАТЭ, всего для проведения эксперимента использовалось от 100 до 1000 контейнеров (напоминающих бидоны для молока) с радиоактивным цезием. Даже части этих контейнеров хватило бы для того, чтобы вызвать трагедию, сопоставимую с чернобыльской.
После 11 сентября перспектива появления у террористов так называемой «грязной бомбы» вновь приковала внимание американцев к указанным советским проектам. До этого США истратили миллиарды долларов на ликвидацию советского ядерного и химического оружия, но проблема простой и компактной радиологической бомбы маячила где-то на периферии сознания. Осенью прошлого года разведка донесла, что «Аль-Каида» серьезно интересовалась изготовлением «грязной бомбы». Затем в Афганистане американские спецназовцы обнаружили в пещерах боевиков детальные инструкции на этот счет. В июне угроза сделалась зримой: министерство юстиции сообщило о намерении «Аль-Каиды» провезти радиологическое устройство на территорию США.
«Грязная» бомба может убить гораздо меньше людей, чем настоящая атомная, но она привлекательна для террористов дешевизной и психологическим и материальным ущербом, который способна причинить. Согласно компьютерным моделям, взрыв бомбы с 50 граммами хлорида цезия в Нью-Йорке заразит примерно 60 городских кварталов. Погибнет сравнительно мало людей (в основном от первоначального взрыва), но их эвакуация, размещение на новых местах и тщательная дезактивация обойдется в десятки миллиардов долларов.
Цезий для самодельной бомбы, оговаривается «Вашингтон пост», можно найти во многих странах, в том числе и в Америке, но «террористы, желающие приобрести его по дешевке, не найдут места лучше, чем бывший СССР». В СССР были изготовлены десятки радиоактивных устройств -- от медицинского диагностического оборудования до средств военной связи, после развала многие из них оказались бесхозными. Американские путеводители даже рекомендуют своим туристам, путешествующим по СНГ, из-за этого быть особо осторожными.
В Грузии к этим сообщениям отнеслись со вниманием. В грузинском МГБ корреспонденту газеты «Время новостей» сказали, что люди, связанные с «Аль-Каидой», могли готовить в Панкисском ущелье теракты. Но первый заместитель министра госбезопасности Ираклий Аласания заявил нам, что не располагает сведениями о поисках «Аль-Каидой» в Грузии цезия. «Имеется информация, что террористы заинтересованы в радиоактивных материалах, поэтому нужно проявлять осторожность», -- сказал он.
Грузия «богата» цезием-137 не только в связи с экспериментами в области сельского хозяйства. Цезий активно использовался базировавшимися тут советскими войсками, к примеру, в дозиметрических приборах. В начале 90-х военные покидали Грузию в спешке, ситуация была такой, что о радиационной опасности мало кто вспоминал. Потом стали известны случаи облучения среди военных на бывшей советской военной базе близ Тбилиси и среди крестьян в западной Грузии, которые обнаружили контейнеры с цезием и попытались их из любопытства распилить. Некоторые контейнеры хранились в заброшенных сараях.
Министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Нино Чхобадзе сообщила нашей газете, что планирует проверку радиационной обстановки в Панкисском ущелье силами грузинских экспертов с использованием современной аппаратуры, которая была передана Грузии иностранными партнерами. По предварительным данным, радиационной опасности в Панкиси нет, но, по словам министра, «проверка все равно необходима, чтобы убедиться в этом».
В Грузии есть еще территория, вызывающая повышенное внимание из-за возможной утечки радиоактивных элементов. Это Абхазия, которой по этой причине интересуются не только МАГАТЭ и Тбилиси, но и Москва. На днях в Сухуми побывали специалисты московского НПО «Радон». Они помогали обнаружить и локализовать похищенный в мае цезий. Между тем, как сказал газете «Время новостей» высокопоставленный представитель Госдепартамента разведки Грузии Серго Зибзибадзе, «не исключено, что из Абхазии вывозятся ядерные материалы, имевшиеся в хранилище Сухумского физико-технического института».
По мнению Серго Зибзибадзе, для таких целей вполне может использоваться Сухумский порт. «Еженедельно из Сухуми в Турцию уходит 2-3 судна. Проконтролировать же, с каким грузом, очень сложно», -- сообщил он. Как заявил нашей газете директор функционирующего в Тбилиси коллектива Сухумского физико-технического института Вальтер Кашия (институт разделился после вооруженного конфликта 1992--1993 годов), «из Абхазии радиоактивные материалы вполне могут транспортироваться не только в Турцию, но и в Сирию или в Ирак». Сухумский физико-технический институт был основан в 1945 году и включен в систему засекреченных предприятий СССР, работавших над производством атомной бомбы. В хранилище находилось 244 наименования радиоактивных веществ и материалов и 655 граммов обогащенного урана.
Конгресс США ассигновал 25 млн долл. на поиски и захоронение радиоактивных канистр, затерявшихся на пространствах бывшего СССР. Этой весной Россия официально согласилась сотрудничать с американцами и МАГАТЭ в розыске радиоактивных устройств по всему СНГ. Но американцы все еще недовольны. На их взгляд, Москва пока не предоставила надежной информации о местонахождении источников радиоактивных материалов.
Владимир КОЗЛОВСКИЙ, Нью-Йорк, Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси