|
|
N°211, 15 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мир на военном заводе
Кредиторы государственного Кронштадтского морского завода (КМЗ), на котором уже почти два года с перерывами продолжается процедура банкротства, вчера приняли предложение должника о заключении с ним мирового соглашения. Однако голосовать за «мир» они пока не стали, решив продолжить обсуждение его условий через некоторое время, после того как им предоставят более убедительные доказательства платежеспособности этого военного судоремонтного завода Минобороны. Если мировое соглашение будет окончательно одобрено кредиторами и процедура банкротства завершится, то у КМЗ появится шанс получить в следующем году заказ «Рособоронэкспорта» стоимостью около 100 млн долл. на ремонт двух боевых кораблей для военно-морских сил Алжира.
Для североафриканской страны сотрудничество с КМЗ было весьма полезным -- выполненный в Кронштадте в 1998--2000 годах ремонт построенных еще в СССР кораблей серий 1159 и 1234Э алжирских ВМС многократно увеличил их огневую мощь и судоходные характеристики. Однако для предприятия этот заказ оказался неудачным и по сути привел к возбуждению дела о банкротстве. Поскольку корабли из-за несогласованности между заводом и его субподрядчиками были отправлены заказчику недоукомплектованными, алжирская сторона не перечислила КМЗ 18,4 млн долл. Эту сумму в свою очередь недополучили субподрядчики, потребовавшие в конце 2000 года введения на государственном судозаводе конкурсного производства.
За признание КМЗ несостоятельным выступали петербургские фирмы ЛЭМЗ, «Гранит» и калужский завод «Тайфун», поставляющие предприятию силовые машины, системы управления и вооружения. С первого захода у «ревнителей банкротства» ничего не вышло -- весной прошлого года большая часть кредиторов КМЗ проголосовала за заключение мирового соглашения. И суд его утвердил, так как за завод поручилось командование ВМФ, а «Рособоронэкспорт» пообещал, что «алжирский долг» предприятие получит летом 2001 года. В свою очередь КМЗ пообещал рассчитаться с кредиторами до середины 2002 года.
Однако эти 18,4 млн долл. завод по неясным даже для него самого обстоятельствам не получил и до сих пор. Из-за чего не смог выполнить условия мирового соглашения, что представители КМЗ и подтвердили в суде, когда их снова позвали туда кредиторы. Один из них -- «Лентрансгаз» -- добился того, что весной 2002 года мировое соглашение было расторгнуто. Затем повторную процедуру банкротства инициировал «Гранит». Сумма кредиторской задолженности была установлена в размере 500 млн руб. Вначале кредиторы были настроены решительно, и речь вновь зашла о конкурсном производстве и разделе активов завода.
Однако весной этого года заводу в борьбе против кредиторов удалось склонить на свою сторону государство, которое наконец осознало, что может потерять контроль над стратегически важным оборонным предприятием. По некоторым сведениям, ситуацией в Кронштадте озаботились в полпредстве президента на Северо-Западе. По крайней мере ряд событий подтверждает интерес к заводу властных структур. Летом суд назначил управляющим на стадии наблюдения заместителя Северо-Западного органа Федеральной службы по финансовому оздоровлению Евгения Колесова. А затем «Гранит» вдруг отозвал из суда свое заявление о признании завода банкротом. После этого не осталось никаких препятствий к заключению повторного мирового соглашения. И вчерашнее собрание показало, что большинство кредиторов высказались за прекращение процедуры банкротства.
На заводе настаивают, что из всех судоверфей России КМЗ с технической точки зрения лучшее предприятие для ремонта корветов алжирских ВМФ. В частности, Кронштадт -- единственное место на Северо-Западе, где есть сухой док. Правда, руководство предприятия опасается, что заказ на модернизацию кораблей проекта 1234Э российской постройки, который Алжир может предоставить России в 2003 году, перетянут к себе другие питерские судозаводы -- в частности, «Северная верфь» или «Алмаз».
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург