Завершившийся вчера в Пекине
XVI съезд китайской компартии можно смело назвать выдающимся событием не только в истории Поднебесной, но и в мировом масштабе. К власти пришло, и пришло надолго, совершенно новое, незнакомое окружающему миру поколение, от которого будет во многом зависеть развитие не только Китая, не только Азии, но и всей планеты. Политики во всем мире уже ищут ответ на вопрос: «Кто такой товарищ Ху?», ведь обнародованные вчера результаты выборов в новый центральный комитет КПК потрясли радикальностью даже видавших виды китайских коммунистов. Из семи членов постоянного комитета политбюро прежнего созыва в новом составе ЦК остался один лишь 59-летний Ху Цзиньтао. Остальные шесть влиятельнейших руководителей, включая генсека Цзян Цзэминя, Ли Пэна и Чжу Жунцзи, в новый состав ЦК не вошли, что автоматически означает их уход с руководящих партийных постов.
Таким образом, компартия наконец-то решила отказаться от последних идеологических догм уходящей революционной эпохи, противоречащих нуждам развития рыночной экономики.
Сегодня утром китайская компартия представит новый состав постоянного комитета политбюро. Персональный состав этого влиятельнейшего политического органа -- интрига завершившегося форума. Избрание товарища Ху Цзиньтао на пост генсека вместо Цзян Цзэминя можно считать фактически предрешенным. Партийная верхушка в целом резко омолаживается. Средний возраст членов обновленного ЦК КПК -- 55,4 года. Почти 98% нынешнего состава ЦК имеют высшее образование, что указывает на усиление технократической тенденции в партийном руководстве.
Китайцы и сами не знают, чего ждать от нового генсека. Ху Цзиньтао внушил надежды всем -- либеральные силы видят в Ху реформатора, который продвинет буксующие политические преобразования. Консерваторы верят, что новый генсек станет говорить более строго с Вашингтоном в отличие от Цзян Цзэминя, которого националисты упрекают в «низкопоклонстве» перед США.
Биография товарища Ху скромна -- он родился в декабре 1942 года в провинции Аньхуэй, закончил гидротехнический факультет университета Цинхуа в Пекине, в 1964 году вступил в партию. Накануне «культурной революции» он совмещал работу по специальности с нагрузкой политрука. Его политический взлет начался после 1982 года, когда товарищ Ху сделал быструю карьеру в комсомоле и партии, уже в 1985 году он был избран членом ЦК КПК.
Новый генсек обещает реализовать амбициозную задачу: превратить Китай в развитую экономическую державу. При этом компартия Китая, вырабатывая новые постулаты, не отвергает положения марксизма-ленинизма, идеи Мао Цзэдуна и теории Дэн Сяопина. Хотя съезд закрылся под привычные звуки «Интернационала», а в партийном уставе осталась не менее привычная цель построения коммунизма, главным наследием уходящего руководства можно признать призыв «идти в ногу со временем» и постоянно создавать новое.
Обновление коснулось и устава -- делегаты XVI съезда приняли поправки, снимающие формальные противоречия между капиталистической реальностью и коммунистической идеологией современного Китая. КПК теперь считает себя авангардом не только рабочего класса, но и всего «китайского народа и китайской нации». Одной из целей партии признано построение среднезажиточного общества, основанного на многоукладной экономике с различными формами распределения доходов. Еще более примечательно, что отныне в КПК смогут вступать не только рабочие, крестьяне, военные и интеллигенты, как это было прежде, но также «передовые элементы из других слоев общества», достигшие 18 лет. То есть даже те, кого можно назвать «новыми китайцами».
Китайские предприниматели не скрывают радости. Перемены сулят негосударственному сектору экономики огромные выгоды, он станет более защищенным, получит больше прав, для него будут открыты недоступные прежде сферы вложения капитала. Частные предприниматели в Китае любят говорить, что они благодарны КПК за то, что «она развязала им руки», корректно не вспоминая при этом, что полстолетия назад та же политическая сила эти руки скручивала за спиной.
Сегодня Китай вступит в период четырехмесячного прощания с Цзян Цзэминем. «Междуцарствие», во время которого этот заслуженный лидер уже не будет генсеком, но все еще останется председателем КНР, продлится до марта будущего года. В этом статусе его и навестит через две недели Владимир Путин, который собирается прибыть в Пекин с государственным визитом. Это хороший повод для российского лидера познакомиться с новым генсеком, не теряя при этом накопленных дружеских связей с Цзяном, уходящим в тень.