Время новостей
     N°211, 15 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.11.2002
Молчание Грефа
«Валютные свободы» достанутся уже новому правительству
Два важных законопроекта - о страховании банковских вкладов граждан и о валютном регулировании и контроле, - рассмотрены правительством и отправлены на доработку. С точки зрения многих членов кабинета, законопроекты (которые в острых и длительных дискуссиях готовились Минфином и ЦБ при «оппонировании» со стороны Минэкономразвития), оказались «малопрозрачными, а порой просто реакционными даже по сравнению с теми законодательными актами, которые имеются на сегодняшний день».

И законопроект о страховании вкладов (см.комментарий к нему), и особенно акт о валютном регулировании даже после бесконечных «утрясок» у премьера так и не обрели статуса документа прямого действия, в результате остались пункты, где власть Мифина и ЦБ выглядит практически неограниченной. В самом законопроекте, конечно, так откровенно об этом не сказано. Но есть немало пунктов, обремененных формулировками типа: «в случае особых ситуаций правительство и Центробанк могут налагать такие-то ограничения на ряд валютных операций».

Михаил Касьянов во время вчерашнего обсуждения несколько раз заметил своим коллегам-разработчикам, что «заявленный уведомительный порядок для валютных операций попахивает исключительно разрешительным». И потребовал, чтобы разработчики, если уж им уж не удается четко сформулировать законодательные нормы, должны, по крайней мере, в преамбуле закона определить эти самые кризисные ситуации и правила своего поведения в них. Сенатор Андрей Вавилов, выступивший на заседании кабинета, цинично порекомендовал вице-премьеру Алексею Кудрину и главе МЭРТ Герману Грефу, прежде чем вносить законопроекты в парламент, определить в них: чего, собственно, разработчики в результате хотят достичь. Так как ему (г-ну Вавилову) после прочтения законопроектов этого понять не удалось.

А вот губернаторам, которые также не преминули сказать свое слово членам кабинета, позиция Минфина и ЦБ показалась в некоторых случаях просто нерыночной. Они в один голос заявили, что ставки резервирования, которые для ввозимых капиталов определены в 20% на один или два года, а для вывозимых - в 100% на два месяца, неприемлемы и впрямую бьют по инвестициям. Премьер согласился, что столь жесткие цифры не поспособствуют ни нашим бизнесменам, желающим приобрести собственность за рубежом, ни западным, которые вкладывают в Россию. Однако Герман Греф, ведомство которого буквально накануне заседания кабинета спорило с Минфином о том, чтобы снизить верхний предел ставки до 50%, стоически молчал. Не спорил он и о сроках окончательного снятия ограничений на валютные операции (хотя до сих пор МЭРТ настаивал, что этот срок должен наступить уже к началу 2005 года). Получается, что возобладала позиция Минфина, определившего срок «валютных свобод» лишь с 1 января 2007 года. Иными словами, все это, видимо, будет происходить уже без гг.Кудрина, Игнатьева, Грефа и, вероятно, всех остальных членов нынешнего кабинета.

Г-н Греф, которого премьер на протяжении всего заседания пытался призвать к «либерального оппонента» старшим коллегам из Мифина и ЦБ, так и не решился выйти из-за их спины. Лишь на пресс-конференции гг.Кудрин и Греф несколько по-разному обозначили свои позиции. Вице-премьер говорил о том, что валютные ограничение - во благо остающейся до сих пор нестабильной России. Это не позволит финансовому процессу выйти из-под контроля Минфина и ЦБ, даже если случится страшное, например, упадут цены на нефть или популисты заставят принять нежесткий бюджет. Министр же заявил, что законопроекты потому, собственно, и отправлены на доработку, что они уже и на сегодняшний день с либеральной точки зрения непрозрачны и не являются нормами прямого действия.

В протокольном решении записано, что ведомства-разработчики в течение недели в очередной раз внесут законопроекты. Далее они поступят в аппарат правительства, после чего их повторно рассмотрят на заседании кабинета 28 ноября. Что само по себе довольно редкое явление в бюрократической практике.

По оценке зампреда банковского комитета Госдумы Павла Медведева, который был автором большинства законопроектов по гарантированию банковских вкладов, до вступления закона о страховании депозитов в силу «осталось около трех месяцев». «Правительство фактически приняло внесенный МЭРТом проект, -- заявил он после заседания кабинета, -- и, строго говоря, на следующей неделе ничего обсуждаться не будет. Чиновники просто убедятся, что все необходимые поправки внесены на бумаге». Основные исправления предстоит внести Центробанку: ему поручено конкретизировать критерии, по которым банки будут отбираться в систему. Сейчас этих критериев пять: финансовая устойчивость, прозрачность структуры собственности, качество текущего управления, совершенство системы внутреннего контроля и качество бизнес-планирования. Как минимум три из них являются «субъективными», что не устраивает правительство. Поэтому, как считает г-н Медведев, «ЦБ просто исключит часть этих критериев из текста закона». Некоторые изменения предполагается внести и в отношении участия в системе крупнейшего держателя российских вкладов -- Сбербанка. Еще вчера предполагалось, что единственной льготой Сбербанка будет сохранение стопроцентных госгарантий по его депозитам в течение ближайших двух лет, однако теперь в правительстве намерены увеличить этот срок вдвое -- до 2007 года (кстати, именно такую норму содержал первоначальный вариант закона, родившийся в МЭРТе). По словам Германа Грефа, с 1 января 2007 года эта гарантия будет снята, после чего «можно будет говорить о равных условиях конкуренции между госбанками и частными банками». Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ

Вера КУЗНЕЦОВА