Время новостей
     N°211, 15 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.11.2002
«Дальнейшее снижение налогов возможно»
Своим видением ситуации с налоговой реформой с газетой «Время новостей» поделился заместитель министра экономического развития и торговли Аркадий ДВОРКОВИЧ.

-- Почему налоговая реформа приостановилась так резко?

-- В отношении налоговой реформы нельзя употреблять слово «приостановлена» и тем более «завершена». Ведь правительство еще не завершило все запланированные ранее действия. Необходимо принять оставшиеся главы Налогового кодекса, в том числе по имущественным налогам, по пользованию природными ресурсами (сбор за пользование объектами животного мира, водный налог), главу об СРП. От реформирования НДС и единого социального налога правительство не отказывается. Задачи по упрощению налоговой системы, по снижению ставок и сокращению льгот все еще стоят.

-- Как же тогда понимать слова президента о том, что предела снижения налогового бремени мы уже достигли?

-- Налоги можно дальше снижать в случае снижения государственных расходов. Этим надо заниматься. Просто так снижать налоги уже тяжело.

-- Те преобразования, которые уже проведены в рамках налоговой реформы, повлекли ли за собой некие положительные для страны последствия?

-- Общий системный эффект от налоговых преобразований -- это легализация бизнеса. Конечно, далеко не весь бизнес легализован, но процесс пошел. В этом сыграло свою роль установление единой ставки подоходного налога, введение регрессивной шкалы единого социального налога и снижение ставки налога на прибыль, как бы ни критиковали сейчас эти меры. Налоговая система в целом стала ближе к общепринятым в мире стандартам. В частности, по налогу на прибыль. Как только предприятия получили возможность вычитать из налогооблагаемой базы свои расходы, у них исчезла необходимость прибегать к серым схемам.

-- Почему же собираемость налога на прибыль оставляет желать лучшего?

-- В налоговой реформе надо четко разделять фискальный эффект и эффект легализации бизнеса. С точки зрения предпринимательского климата, легализация -- это главное, что произошло. В отношении ряда отраслей произошло реальное снижение налоговой нагрузки. Есть некоторые вопросы по тем отраслям, которые много инвестировали, пользуясь инвестиционной льготой, которая сейчас отменена. Но и по ним не произошло увеличения налоговой нагрузки. Она осталась примерно той же.

С точки зрения фискального эффекта, увеличения сборов по налогу на прибыль никто не ожидал. Заранее было известно, что снижение этого налога, скорее всего, приведет к некоторым потерям по поступлениям в бюджет. Также было заранее известно, что эти потери будут компенсированы увеличением налогообложения нефтяного сектора за счет введения нового налога на добычу полезных ископаемых. В целом снижения поступлений в бюджет не произошло, как показывают итоги 9 месяцев.

-- То есть для добывающих отраслей произошло увеличение налогового бремени?

-- Произошло рациональное перераспределение налоговой нагрузки. Нефтяники стали платить больше, а остальные отрасли -- меньше.

-- При каких условиях возможно дальнейшее снижение налогового бремени?

-- Дальнейшее снижение налогов возможно при двух условиях. Первое -- это повышение доли неналоговых платежей в бюджет. А именно лицензионных сборов, в том числе связанных с лицензиями на добычу полезных ископаемых, доходов от государственной пошлины, регистрационных и других сборов. Нужно продолжить перераспределение налогового бремени на тех, кто, имея большие доходы, платит относительно малые налоги. Прежде всего, реформировать имущественные налоги. Второе условие -- это снижение бюджетных расходов. Предстоящий период будет связан именно с нахождением баланса между возможным снижением расходов и необходимым снижением налогов.

-- Как отразилась проводимая налоговая реформа на инвестиционной активности в стране?

-- С налоговой реформой было связано некоторое замедление инвестиций в первом квартале, когда еще не было ясно, как будет работать налог на прибыль. Не все предприятия сразу начали реализовывать свои инвестиционные программы, но с конца первого квартала инвестиции пошли вверх. Главный эффект -- налоги становятся понятными инвесторам и дают возможность думать о перспективе.

-- Иностранный инвестор не может понять, то ли идет налоговая реформа, то ли приостановилась. Не повредит ли это имиджу России?

-- Надо объяснять, что реформа не остановилась, что налоги будут снижаться. Общая стратегия состоит в том, что будут снижаться расходы, вслед за этим будут снижаться и налоги.

-- Налоги будут снижаться только после снижения расходов?

-- Одновременно.

-- Это будет уже после 2003 года?

-- Все, что вступит в действие в 2003 году уже принято. В 2003-м могут быть приняты отдельные части Налогового кодекса, которые вступят в действие в 2004-м. В 2004 году будет отменен налог с продаж.

-- Как МЭРТ относится к заявлению Минфина о возможном продлении существования налога с продаж?

-- В законе записано, что налог с продаж будет отменен, другого решения не принималось. Мы считаем, что эту норму закона можно и нужно выполнять.

-- Почему так неожиданно было заявлено о том, что мы достигли пределов снижения налогового бремени? Ведь давно было ясно, что впереди сложный 2003 год.

-- Неожиданного в этом нет. Это обсуждалось, когда шла дискуссия об отмене с 2003 года 1-процентного оборотного налога. Тогда мы смогли найти компенсирующий механизм. Но на этом налоговая дискуссия не закончилась. Когда стала понятнее общая картина доходов федерального бюджета в 2002 году и обязательств, которые есть у бюджетов разных уровней, мы сделали вывод о пределах снижения налогов. Этот вывод позитивный. Мы слишком увлеклись увеличением расходов, невозможно увеличивать расходы и при этом все время снижать налоги. Такого не бывает. Такое возможно лишь при 10-процентных темпах роста экономики, которых мы пока не достигли. Мы достигли не только пределов снижения налогов, мы достигли при данном состоянии экономики пределов увеличения расходов. То, что было сказано о достижении пределов снижения налогового бремени очень важно для инвесторов. Они видят, что правительство, президент пытаются вести сбалансированную политику. Позитив состоит в том, что правительство заявило, что не собирается залезать в бюджетный дефицит, а значит, финансовая стабильность не находится под вопросом. Во-вторых, это признание того, что правительство хочет снижать налоги, но понимает, что для этого нужно делать определенные шаги по расходам.

Подготовила Ирина СКЛЯРОВА