|
|
N°211, 15 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Подмоченный «Престиж»
Терпящий катастрофу танкер загрязняет море мазутом
Побережье северо-западной испанской провинции Галисия находится под угрозой природной катастрофы: в нескольких милях от берега терпит бедствие танкер «Престиж», ходивший под флагом Багамских островов. Но помимо экологических последствий эта авария может иметь и экономические: аналитики уже предсказывают возможный рост цен на рынке морских нефтеперевозок.
Танкер «Престиж» следовал из латвийского порта Вентспилс в Гибралтар с 77 тыс. тонн мазута. В среду во время сильного шторма корпус танкера дал течь и нефтепродукты начали выливаться в море. Испанские спасатели направили к судну вертолеты, которым удалось эвакуировать на берег практически всю команду -- 24 человека. На «Престиже» остались всего трое моряков, в том числе и капитан. Поврежденное судно дало сильный крен, есть риск того, что оно переломится и затонет. Это может повлечь за собой непредсказуемые последствия для экологии региона: к середине четверга пятно разлившегося мазута протянулось уже на пять миль. Спасатели стараются отбуксировать тонущий танкер подальше от галисийского побережья, но со сбором мазута испанцы могут не справиться. Для этого, возможно, будут привлечены специальные суда из Великобритании, Нидерландов и Франции. Причину аварии пока никто назвать не может. Моряки, эвакуированные с танкера, сообщали, что перед тем, как танкер начал крениться, они слышали звук глухого удара, однако официальные лица пока не комментируют эту информацию.
Танкер был построен в Японии в 1976 году, а три года назад в последний раз прошел плановый осмотр. В Вентспилс «Престиж» пришел из Петербурга уже с мазутом на борту и был еще дополнительно загружен на рейде этого порта. Кто является владельцем топлива -- выяснить не удалось, но эксперты однозначно утверждают, что это не российские и не белорусские компании (хотя произведен мазут, очевидно, в СНГ).
Вчерашняя авария может вызвать рост цен на морские перевозки нефтепродуктов, считает аналитик нефтяного агентства Petroleum Argus Михаил Перфилов. Поскольку, например, после крушения танкера «Эрика» 12 декабря 1999 года в Бискайском заливе неподалеку от Франции стоимость фрахта выросла в два раза. «Тогда были кардинально пересмотрены требования к безопасности перевозок, и очень многие суда оказались «за бортом», -- говорит г-н Перфилов. -- Перевозчики были вынуждены работать с более качественными танкерами, которые не разбиваются о камни, как «Эрика», и стоимость фрахта резко возросла». Сейчас же, предсказывает он, вновь произойдет скачок цен, но «отыграют» ли они назад, зависит от причин аварии.
Российские нефтяники, похоже, не сильно озабочены возможными изменениями на рынке фрахта. Источник в ЛУКОЙЛе сообщил газете «Время новостей», что, если это произойдет, «компании смогут перейти с поставок на условиях cif (продажа в порту доставки. -- Ред.), на условия fob (продажа в порту отгрузки. -- Ред.)». Кроме того, продаваемая нефть всегда страхуется. Правда, сделки на рынке фрахта сейчас и так совершаются на условиях fob.
Владимир ДЗАГУТО, Денис РЕБРОВ, Николай ГОРЕЛОВ