|
|
N°210, 14 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Табун троянских коней
Михаил Гуцериев удешевил «Славнефть»
Подготовка к продаже 75% акций «Славнефти», которая должна состояться до 20 декабря, выявляет все новые неожиданные подробности в судьбе российско-белорусской компании. Минск намерен как можно скорее расстаться со своей долей акций, а бывший глава «Славнефти» Михаил Гуцериев, возможно, получил контроль над частью активов компании.
Председатель правления ТНК Виктор Вексельберг заявил на пресс-конференции, что продаваемая государством компания лишилась 15% добывающих активов. Купленная ею в начале года компания «Варьеганнефть», сказал он, возвращается прежним владельцам. А 15% добычи, по его мнению, снижают стоимость всей компании практически на такую же величину. Это уже вторая история, понижающая цену продаваемого государством пакета (о том, что «Славнефть» в следующем году рискует лишиться контроля над основной перерабатывающей «дочкой» -- компанией «Ярославльнефтеоргсинтез», см. в номере за 12 ноября), и «кто знает, какие еще троянские кони скрыты под одеялом компании «Славнефть», -- сказал г-н Вексельберг.
Помимо этого, вчера стало известно, что Белоруссия, владеющая чуть более 10% акций «Славнефти», намерена продать свой пакет до российского аукциона за 200 млн долл. Претенденты на покупку российского госпакета положительно оценили этот шаг, однако цену сочли завышенной. «Не надо забывать, -- возможно, не сговариваясь, в один голос заявили представитель «Сибнефти» и глава ТНК, -- что продаваемые акции «Славнефти» -- это лишь акции головного предприятия, а не всего холдинга». А г-н Вексельберг продолжил: «Российский пакет в 75% акций в пересчете на акции «Славнефти» после перехода на единую акцию - это не более 50%, по нашим оценкам, 45-50%». Таким образом, белорусский пакет в итоге окажется еще меньшим, к тому же он не содержит «премии за контроль» (которая неуклонно будет снижаться по вышеназванной причине), как российский. В «Сибнефти» справедливой считают цену 10% акций «Славнефти» 120-130 млн долл. Г-н Вексельберг на пресс-конференции заявил, что не более 200 млн, однако затем скорректировал эту цифру до 120 млн, что, как подозревают наблюдатели, говорит о согласованности заявлений «Сибнефти» и ТНК.
Относительно потери «Варьеганнефти» г-н Вексельберг заявил, что уже «подписано мировое соглашение, и теперь 2 млн т добычи, что составляет 15% от общего объема, уходят на сторону за месяц до продажи «Славнефти». Кому и за какую цену возвращают «Варьеганнефть», г-н Вексельберг говорить отказался. В «Славнефти» газете «Время новостей» заявили, что «вопрос о «Варьеганнефти» будет обсуждаться на заседании совета директоров компании 15 ноября», и от более подробных комментариев до этого времени отказались.
В то же время «Варьеганнефть» не настолько велика, как ее обрисовал г-н Вексельберг. Добыча компании в этом году составит почти 1,5 млн т нефти -- это примерно 9,5% от всей добычи «Славнефти», говорит аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров. При этом, правда, она обладает большими запасами сырья, но они весьма трудно извлекаемы.
Источник, близкий к «Варьеганнефти», рассказал газете «Время новостей» о деталях сделки. Г-н Вексельберг был прав, утверждает источник, когда говорил о «мировом соглашении»: «Славнефть» просто «додавили» разными судебными решениями, и она была вынуждена отказаться от этой компании, у которой к тому же очень высокая себестоимость добычи. За всей этой историей, утверждает источник, стоит экс-президент «Славнефти» Михаил Гуцериев -- именно структуры, близкие к нему и группе БИН, в начале года перепродали «Варьеганнефть» от компании «Нафта-Москва» (у которой, кстати, дружеские отношения с г-ном Гуцериевым) «Славнефти». Причем «Нафта-Москва» продала «Варьеганнефть», утверждает источник, примерно за 220 млн долл., а сейчас структуры г-на Гуцериева заплатят за эту компанию 290 млн долл. (т.е. в начале года именно за эту же цену «Славнефть» купила у структур г-на Гуцериева это добывающее предприятие). Таким образом, экс-президент «Славнефти» заработал 70 млн долл. Кроме того, как сообщалось ранее, структуры «Сибнефти» купили у г-на Гуцериева за 313 млн долл. его долю в трасте, который управляет акциями «Славнефти» (порядка 12%) и ее «дочек». Вероятно, именно эти деньги и будут заплачены за «Варьеганнефть», что принесет прибыль структурам г-на Гуцериева в сумме 23 млн долл.
Вероятнее всего, предполагает источник, «Варьеганнефть» будет передана в управление недавно созданной компании «Руснефть» (ей подконтрольна нефтедобывающая компания «Белые ночи»), в состав учредителей которой, по неофициальным данным, входит Межпромбанк и одна из структур г-на Гуцериева. Уточнить, будет ли «Руснефть» участвовать в аукционе по продаже госпакета акций «Славнефти», вчера не удалось.
Если ситуация будет выглядеть именно так, то она прямо подтвердит намерение Межпромбанка серьезно заняться нефтяным бизнесом и косвенно -- заинтересованность банка в покупке «Славнефти» (вероятнее всего в альянсе с «Роснефтью» и «Газпромом»).
«Сибнефть» и ТНК пока заявляют о том, что никаких альянсов до аукциона они создавать не намерены. Более того, руководитель тюменской компании опроверг разговоры о том, что британская ВР заинтересована в покупке госпакета «Славнефти»: «Мы не приглашали ВР, и ВР не интересуется (аукционом. -- Ред.)», -- заявил г-н Вексельберг. По его мнению, зарубежные компании если и захотят купить «Славнефть», то вряд ли это будут делать в одиночку, скорее привлекут российских партнеров. Именно поэтому попытки главы РФФИ Владимира Малина, совершающего сейчас нечто подобное road-show по Европе и Америке, привлечь иностранный капитал в покупку российской компании, скорее всего, успехом не увенчаются.
Николай ГОРЕЛОВ