Время новостей
     N°210, 14 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.11.2002
«Будет дискуссия по принципиальным вопросам»
Накануне заседания правительства первый заместитель министра финансов Алексей УЛЮКАЕВ ответил на вопросы корреспондента газеты «Время новостей» Михаила ВОРОБЬЕВА.

-- В последние недели ведомства, готовившие законопроект, согласовали многие спорные вопросы. И все же многие ждут на заседании правительства жарких дискуссий...

-- Согласовано в общем-то все. Но всякие согласования -- это компромисс: я в чем-то уступаю, мой партнер в чем-то уступает. Поэтому, думаю, будет все же дискуссия по принципиальным вопросам. Например, нужен ли нам переходный период, в течение которого будет действовать закон, каким он должен быть по длительности -- до 2005 или до 2007 года. Как мы оцениваем степень готовности наших фискальной, банковской, кредитно-денежной систем к работе без подпорок в виде валютного регулирования, которые мы пока сохраняем. Наверно, будет разговор о степени прямого действия положений закона. Они носят прямое действие, единственное, может быть, исключение -- это положение о режиме счетов для ряда капитальных операций. Как не пытались, мы не смогли прописать его прямо в законе, поскольку эти инструкции очень объемны. Вообще надо сказать, что регулируются у нас только капитальные операции, причем по короткому списку. Текущие операции вообще не регулируются.

-- Дискуссия может быть по вопросу, связанному с органами валютного контроля. Минфин предлагает сохранить в основном ныне действующую схему, при которой органами валютного контроля являются правительство, Центробанк и три правительственные структуры -- Минфин, ГТК и МНС.

При этом наше министерство исходит из того, что, коль скоро закону суждено жить четыре года, не надо передавать из ведомства в ведомство функции, структуры, людей. Целый год будем заниматься оргвопросами. Тем более что после 2007 года, если закон будет действовать именно до этого срока, произойдет очень серьезное упрощение системы валютного контроля. Отменим регулирование -- не будет и предмета санкций. За что меня наказывать, если я ни в чем не ограничен?

-- По какой причине Минфин и ЦБ выступают за то, чтобы в законе операции с ценными бумагами были причислены к валютным операциям?

-- Посредством операций с ценными бумагами в современном финансовом мире и происходят самые объемные переливы капитала. Причем задача валютного регулирования не борьба с утечкой капитала: этот системный порок лечится другими методами -- налоговой политикой, административной, банковской реформами и т.д. Валютное регулирование должно не допустить кратковременных вспышек панического поведения в этой сфере. И контроль здесь чрезвычайно важен. На мой взгляд, это важнее, чем контролировать, допустим, приобретение недвижимости. Трудно себе представить, чтобы вдруг на миллиарды долларов была куплена недвижимость. А вот большие массивы ценных бумаг могут быть сброшены в одночасье.

-- Также Минфин и ЦБ настаивают на сохранении требования репатриации валютной выручки...

-- С этим требованием согласны все. Может показаться бессмысленным требовать возврата валютной выручки, в том числе после окончания переходного периода, когда мы отменяем обязательную продажу. Зачем тогда делать репатриацию в принципе? В основном для целей учета. Вы экспортировали товар, получили выручку, вернули ее в страну для учета, и ничто вам не мешает в ту же секунду отправить ее обратно. Просто мы просим вас как законопослушного участника рынка как бы задекларировать ту экспортную выручку, которую вы получили. И все. Дальше что хотите с ней, то и делайте. Но государство должно знать и предсказывать судьбу платежного баланса, судьбу ликвидности банковской системы и т.д.

-- Законопроектом предусмотрены меры обязательного резервирования средств при проведении ряда капитальных операций. Минфин предлагает определить объемы резервирования от 20 до 100% от объема валютной операции, Минэкономразвития -- 50%. Еще один повод для дискуссии на заседании правительства?

-- Думаю, что в итоге мы введем понятие «до» или «не свыше» для того, чтобы была возможность ввести более низкий норматив -- и по времени, и по проценту. С моей точки зрения, это правильно, но это действительно вопрос дискуссии. На самом деле только практика подскажет, какие объемы капитала уходят и какие нам нужно сделать ограничения. Думаю, что никто не хочет излишне удорожать заимствования для нашего бизнеса. Конкретные проценты и сроки будут устанавливать правительство и ЦБ в зависимости от типа капитальной операции. Правительство -- на торгово-экономические операции, Центробанк, скажем, на операции по предоставлению или получению кредита.

Причем ни в коем случае решение не будет приниматься по каждой конкретной операции. Расчеты будут производиться по типам операций. Хотя вполне приемлемо, с нашей точки зрения, и жесткое установление размеров и времени обязательного резервирования. Это, кстати, касается и норматива обязательной продажи валютной выручки -- 30% или до 30%.

Сейчас мы вроде бы все согласились, чтобы записать в законе «до 30%». Но есть логика и в другом. Если 30%, то участники рынка смогут более точно разрабатывать свои бизнес-планы. С другой стороны, зачем все время держать 30%, если будет видно, что можно сделать меньше и хотя бы немного облегчить бремя бизнесу. Все разработчики проекта понимают плюсы и минусы каждого из предложений. Завтра мы должны определиться. На мой взгляд, наверное, немного логичнее все-таки ввести понятие «до» или «не свыше».

-- Какой должна стать наша страна к 2007 году, когда предполагается полностью отменить валютный контроль?

-- Должны быть введены международные стандарты финансовой отчетности и для кредитных учреждений и для предприятий. Мы надеемся также, что увеличится капитализация банковской системы, нормы ликвидности, будет меньше инфляция, снизятся риски для бизнеса. Мы, конечно же, получим инвестиционный рейтинг. Это значит, что инвесторами станут не те фонды, которые склонны к быстрому вводу и быстрому выводу капитала, а институциональные инвесторы типа пенсионных фондов. Также станет более надежной бюджетная система. Кроме того, произойдет дополнительный рост валютных резервов, появится возможность всегда проводить ту кредитную, курсовую, процентную политику, которую мы считаем правильной, не прибегая при этом к валютному регулированию. И тогда мы со спокойной душой полностью либерализуем систему валютного контроля. После этого государство будет влиять на экономику с помощью других механизмов -- бюджетной, фискальной политики, процентных ставок, формированием финансовых резервов и т.д. Мы считаем, что к тому времени государство сможет этим набором механизмов справиться с любой экономической проблемой.

-- И все же, как вы думаете, какое решение примет правительство по законопроекту «О валютном регулировании»?

-- Думаю, что законопроект будет принят в основном и дан короткий срок для его доработки. Думаю, дадут не больше двух недель.

Беседовал Михаил ВОРОБЬЕВ