Законопроекты о страховании вкладов и валютном регулировании внесены в правительство
Далеко не с первой попытки Минфин, Центробанк, а также «обрученный» с этими разработчиками общей целью Минэкономразвития внесли наконец в правительство два важных законопроекта --
о страховании вкладов граждан в банках и о
валютном регулировании и контроле. Сегодня
их рассмотрят члены кабинета.
Известно, что ни по одному из представленных документов полного согласия не достигнуто. Причем законопроект о страховании вкладов оказался на сегодняшний день даже более спорным, чем о валютном регулировании. Сбербанк по-прежнему жестко отказывается присоединиться к общей системе страхования вкладов. В Белом доме говорят, что скорее всего руководству этого банка в не менее жесткой форме укажут на то, что ему придется вживаться в эту новую роль. Однако вряд ли это удастся сделать именно сегодня.
Переговоры по проблеме Сбербанка, а также по некоторым другим, не столь «остросюжетным» пунктам законопроекта будут продолжены, по сведениям газеты «Время новостей», в течение следующих двух недель. В правительстве не сомневаются, что документ сегодня будет отправлен на доработку. Сходная судьба уготована и новой редакции закона о валютном регулировании и контроле. Хотя здесь наметился прогресс -- и содержательный, и в смысле продвижения к единству взглядов всех министерств и ведомств, а также отдельных членов кабинета. Во всяком случае это вытекает из материалов Минфина, представленных к заседанию правительства.
Судя по ним, Минфин преобразовал «валютный» законопроект так, что из документа непрямого действия он стал прямого. В пояснениях говорится, что «уточнены вопросы введения дополнительных мер, позволяющих правительству и ЦБ оперативно реагировать на ухудшение экономической ситуации». Например, Минфин и ЦБ смогут предъявлять требования к формам и условиям расчетов в валюте, к способам обеспечения исполнения обязательств при валютных операциях, устанавливать обязательное резервирование суммы, указанной в процентном отношении от размера проводимой валютной операции (от 20 до 100%), причем на определенный срок (до двух лет). Правда, с этим взглядом финансистов на либерализацию валютного законодательства по-прежнему не согласны в МЭРТ -- они предлагают снизить планку резервирования до 50%. Экономистам также не нравится, что Минфин намерен сохранить ограничения на валютные операции еще на пятилетку. По их мнению, в течение двух ближайших лет -- к 1 января 2005 года -- можно достичь ситуации, когда эти ограничения окончательно будут объявлены рудиментом и атавизмом.
Минфин с этим оптимистическим прогнозом согласен не вполне. В пояснениях финансистов к законопроекту сказано: «Документ направлен на построение, прежде всего информационного контроля за движением капиталов, ограничения могут быть введены только в случае действительной необходимости и целесообразности и будут действовать до 1 января 2007 года».
Ведомством, которое сегодня действительно всерьез намерено поспорить с представленным документом, является, по сведениям газеты «Время новостей», ФКЦБ. Его глава Игорь Костиков категорически не согласен с тем, что в проекте рублевые ценные бумаги отнесены к валютным ценностям. Он считает, что сегодня этот рынок полностью либерален и попытки его ограничить или зарегулировать совсем неуместны. О чем как минимум он намерен сказать на заседании правительства.