Очередной клинч, в которые загнал российско-белорусские отношения президент Лукашенко, благополучно преодолен в результате переговоров российского и белорусского премьеров Михаила Касьянова и Геннадия Новицкого. Судя по лексике российских переговорщиков, принимавших участие во встрече, на которой решалась проблема с поставками российского газа в Белоруссию, именно «политизация» этой проблемы официальным Минском стала причиной бурного
скандала внутри союза славянских государств.
Газете «Время новостей» стали известны некоторые детали диалога двух «союзных» премьеров. Он начался с извинений Геннадия Новицкого за «излишнюю эмоциональность белорусского руководства». Другими словами, президент Лукашенко, отправляя своего премьера в Москву, уполномочил его передать союзникам, чтобы они не придавали значения его гневной эскападе в адрес «жирующей» на нефти и газе России.
Этот разумный жест в российском Белом доме был принят благосклонно, и в ответ г-ну Новицкому
продемонстрировали документы, которые оказались для него полной неожиданностью. Белорусский премьер не знал, что его страна только по текущим платежам должна за поставляемый «Газпромом» по льготным, внутрироссийским ценам газ 80 млн долларов. Это не считая газовых долгов Минска за предыдущие годы, которые составляют около 190 млн долларов.
Но не старые, а новые долги вместе с исчерпанной белорусской газовой квотой за этот год стали причиной демарша «Газпрома», объявившего с 1 ноября сначала о прекращении поставок газа, а спустя неделю об их возобновлении в урезанном наполовину объеме. Белорусскому премьеру еще раз напомнили о принципиальных договоренностях, достигнутых между Москвой и Минском в апреле этого года. За предоставляемое с того момента «Газпромом» сырье Минск обязался исправно и вовремя платить. В пакете с этой договоренностью Белоруссия обязалась до 1 июля 2002 года принять решение об акционировании «Белтрансгаза» с тем, чтобы через год, к 1 июля, создать российско-белорусское СП с участием «Газпрома». Разумность такого требования не оспаривалась Минском, поскольку это помогло бы ему организовать эффективную систему расчетов с потребителями газа, не говоря уже о том, что «Газпром» мог бы контролировать получение белорусским населением газа по низким российским ценам. Ведь именно это, как считают в Москве, было бы лучшим доказательством для ее соседей жизнеспособности российско-белорусского союза.
Но, как выяснилось в ходе переговоров, предложение об акционировании «Белтрансгаза» до последнего момента лежало мертвым грузом на столе у г-на Лукашенко. И только накануне отъезда своего премьера в Москву президент Белоруссии сообщил ему, что он «одобряет» его. Вчера в белорусском парламенте уже «не сомневались» в том, что закон, разрешающий приватизацию, будет скоро принят.
В целом, как утверждают источники газеты «Время новостей» в российском правительстве, переговоры премьеров никаких сенсаций не принесли. Если не считать того, что Минск обещал выплачивать текущие долги за газ из той части обещанного Москвой кредита в 100 млн долл., что была выделена на поддержание платежного баланса Белоруссии. Россияне, удивившись такой непосредственности союзника, все-таки согласились. Теперь 40 млн долл., так и не дойдя к концу года до Минска, вернутся на счета «Газпрома»...
Еще Москва обещала Минску в будущем году выделить, так же как и в этом году, 10,2 млрд кубометров дешевого (по 24 долл. за
1000 кубометров) газпромовского сырья. Эти объемы уже заложены в энергетическом балансе российско-белорусского союза, но белорусы должны будут обосновать необходимость такого потребления. Союзникам дали понять, что их энергетический баланс должен по структуре соответствовать российскому. То есть если газификация в России будет составлять 30% (остальная часть будет приходиться на другие источники энергии), то газификация в Белоруссии не может быть 100-процентной.
Что же касается дополнительных объемов газа
, то Минску придется договариваться с независимыми российскими производителями на основе рыночных цен. Вчера стало известно, что «Итера» согласилась поставить Минску до конца ноября 330 млн кубометров по 40 долл. за 1000 кубометров. Есть надежда, что теперь все будет «по-честному». Но это уже зависит от г-на Лукашенко и его эмоций.