Время новостей
     N°209, 13 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.11.2002
Доктор-смерть
В Петербурге начался процесс над серийным убийцей со «Скорой помощи»
В городском суде Петербурга начались слушания по делу врача «Скорой помощи» Максима Петрова. Его обвиняют в 12 убийствах с целью ограбления и в 50 разбойных нападениях, которые он совершил под предлогом оказания помощи одиноким старикам.

Подсудимый имел медицинскую специальность педиатра и по долгу службы оказывал первую помощь детям и подросткам Васильевского острова, где работал на одной из подстанций «Скорой помощи». В действительности же, как выяснило следствие, он специализировался совсем на другом. Грабежи и убийства, которые инкриминируют Максиму Петрову, больше двух лет держали в напряжении питерских сыщиков. Шприц и прибор для измерения давления были оружием убийцы в белом халате, и с ними в руках он и был арестован в январе 2000 года. Впрочем, в отдельных случаях обвиняемый не чурался и «сильнодействующих средств» -- топора и огня, который скрывал следы преступления. «Черный доктор» действовал изобретательно, но всегда по одной и той же схеме. Он стучался в квартиру где, как заранее было известно, живет одинокий старик. «Я от вашего участкового врача такого-то», -- говорил педиатр. Жертва, не ведающая, что уже обречена, радовалась, что ее не забывают в районной поликлинике. Петров обычно говорил, что давление понижено или, наоборот, повышено, и для его нормализации нужно сделать укол. После «лечения» несчастные старики просыпались в ограбленной квартире или не просыпалась вовсе.

Первое убийство было совершено на Васильевском острове в конце 1997 года. После того как старушка заснула, врач исчез, прихватив с собой деньги и дорогостоящие вещи. На некоторых пациентов Петрова укол не действовал -- они даже пытались сопротивляться, добраться до телефона, чтобы вызвать милицию. Таких «черный доктор» хладнокровно убивал подручными предметами -- ножами, ножницами, топором. А одну квартиру поджег, чтобы никто никогда ничего не узнал.

Пытаясь сбить с толку сыщиков, педиатр действовал в разных районах города. Грабежи были организованы с таким размахом, что Петрову с определенного времени даже стало не хватать препаратов, и ему пришлось изготавливать их у себя дома. Разумеется, преступник не заботился о качестве снотворного, из-за чего некоторые его жертвы по нескольку месяцев мучались в больницах. Информацию об одиноких стариках с плохим здоровьем «черный доктор» получал легко -- из регистратур районных поликлиник, доступ к которым открыт.

Впрочем, эта схема его и сгубила -- по ней эскулапа вычислили следователи. Сыщики угрозыска, сопоставив несколько преступлений, пришли к выводу, что инъекции снотворного в вену сделаны профессиональным медиком. Об этом же говорило и то, что убийца прекрасно знал постоянных пациентов местных лечебниц и всех тех, у кого проблемы с давлением и сердцем. Были выявлены потенциальные жертвы -- люди, обратившиеся в поликлиники, но не забравшие из них результаты своих анализов. Их оказалось почти 100, и адрес каждого из больных мог попасть в руки душегуба. В нескольких десятках квартир оперативники устроили засады -- всего в операции принимало участие около 700 сотрудников ГУВД. И в первый же день Петрова удалось задержать. В его медицинском чемоданчике были обнаружены девять шприцев, лезвия бритвы, нож и женские чулки.

Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург