Время новостей
     N°208, 12 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.11.2002
Боевая машина приватизации
Альянс БМП претендует на «Славнефть»
Приватизация «Славнефти», намеченная на декабрь этого года, обещает нарушить относительную стабильность в российском нефтяном секторе.

Вчера стало известно, что к активам этой компании присматривается государственная «Роснефть», причем она если и будет участвовать в аукционе, то намерена это делать в альянсе (законодательство не разрешает стопроцентно государственным компаниям претендовать на приватизируемые активы). Эксперты считают, что заявку, скорее всего, подаст альянс, который уже окрещен в деловых и политических кругах боевой аббревиатурой «БМП» -- по фамилиям руководителей компаний, которые могут в него войти: Сергей Богданчиков (президент «Роснефти»), Алексей Миллер (предправления «Газпрома») и Сергей Пугачев (глава наблюдательного совета ). Эту группу традиционно относят к так называемым кремлевским «новым питерцам».

Если БМП действительно будет участвовать в аукционе, то он перейдет дорогу команде, во главе которой стоит Роман Абрамович: «Сибнефть» не раз заявляла о намерении купить «Славнефть» (причем также не исключала возможности создания альянса с другими нефтекомпаниями).

По словам высокопоставленного правительственного чиновника, нефтяной рынок относительно стабильный, и чтобы осуществлять какую-либо экспансию, его нужно «расшевелить». «Политические игры вокруг приватизации «Славнефти», -- продолжил он, -- можно было предсказать заранее. И те, кто пришел на этот рынок не так давно, прежде всего и хотят таких разборок».

«Роснефть» и Межпромбанк присматривались к «Славнефти» с начала этого года. Весной топ-менеджеры этих структур занимали должности вице-президентов «Славнефти», но после смещения с поста президента компании Михаила Гуцериева были уволены. Именно тогда впервые зашла речь о заинтересованности «Роснефти» и дружественных ей сил в контроле над «Славнефтью». Однако в результате правительство назначило руководить приватизируемой компанией Юрия Суханова, выходца из «Сибнефти». После этого Межпромбанк открестился от претензий на акции нефтекомпании.

И уже летом почти никто не сомневался, что именно компания Романа Абрамовича будет главным претендентом на госпакет «Славнефти». Правда, после того, как в сентябре премьер Михаил Касьянов распорядился продавать компанию не по частям, а сразу все 75% акций, наиболее вероятным покупателем этих бумаг эксперты стали называть участников траста, управляющего миноритарными пакетами «Славнефти» и ее основных дочерних структур, -- это альянс ТНК, «Сибнефти» и еще некой структуры (ранее участников траста было четыре, однако недавно, говорит информированный источник, структуры г-на Гуцериева продали свою долю «Сибнефти» более чем за 300 млн долл.). Вероятнее всего к ним примкнет и британская ВР, имеющая блокпакет в подконтрольной ТНК компании «Сиданко».

Планы «Роснефти» вчера озвучила пресс-служба компании: «Мы не исключаем своего участия в той или иной форме в аукционе и сейчас изучаем этот вопрос, -- заявил газете «Время новостей» ее сотрудник. -- Однако есть несколько довольно сложных проблем: во-первых, по закону «Об акционерных обществах» победитель должен будет предложить миноритарным акционерам выкупить их пакеты акций, а во-вторых, до конца еще не ясны условия участия в аукционе -- не объявлена дата и начальная цена, а также не завершена оценка компании». Таким образом, подчеркнул представитель «Роснефти», однозначно говорить об участии его компании в приватизации «Славнефти» «пока преждевременно».

Более того, официальный представитель «Роснефти» заявил, что вокруг самой «Славнефти» «существует ряд серьезных вопросов, которые заставляют проявлять осторожность в отношении аукциона». Под этой фразой подразумевается прежде всего вероятность потери контроля над «дочкой» «Славнефти» -- «Ярославльнефтеоргсинтезом» (ЯНОС) в следующем году.

Дело в том, что ЯНОС рискует завершить этот год с убытками, так как накопил серьезную задолженность перед бюджетом и краткосрочными кредиторами. Если до конца этого года от ЯНОСа потребуют возврата долгов, то на годовом собрании акционером будет констатирован убыток, и в результате привилегированные акции автоматически станут голосующими, а «Славнефть» лишится контроля над ЯНОСом. В свою очередь, миноритарные акционеры ярославского предприятия, скупившие привилегированные акции, -- это те же участники траста («Сибнефть», ТНК и др.), которым при таком раскладе достанется почти 55% голосов.

Однако, исходя из того, что «Роснефть» вчера все же заявила о своей заинтересованности в участии в аукционе по продаже «Славнефти», можно предположить, что варианты решения этой проблемы уже существуют. Правда, аналитики не находят никакого смысла для государства в том, что одна госкомпания будет участвовать в покупке акций другой. «Зачем бюджету перекладывать деньги из одного кармана в другой? -- говорит аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров. -- Ведь ему нужно выручить деньги от продажи акций и ими решать государственные проблемы в следующем году». А топ-менеджер одной из крупных нефтяных компаний в разговоре с корреспондентом газеты «Время новостей» высказался более жестко: «Фактически речь идет об использовании государственных ресурсов в частных интересах». По его мнению, госпредставители в совете директоров «Роснефти» «должны обратить на это внимание».

Кроме этого, аналитики инвесткомпаний в один голос утверждают, что у альянса «Роснефти», «Газпрома» и Межпромбанка не хватит денег для покупки акций «Славнефти» и дальнейшего возможного выкупа акций у миноритарных акционеров. Дело в том, что все входящие в альянс структуры уже неоднократно заявляли о своем участии в крупномасштабных проектах «Газпрома».

Источник в «Газпроме» не смог ни подтвердить, ни опровергнуть информацию об участии концерна в альянсе БМП. Он напомнил, что концерн уже участвует в нефтяных проектах в Якутии и на Каспии (правда, там добыча нефти сопряжена с добычей газоконденсата, т.е. с профильной деятельностью «Газпрома»). А представитель пресс-службы Межпромбанка вчера сослался на предыдущие заявления своего руководства о незаинтересованности в покупке активов «Славнефти».

Николай ГОРЕЛОВ