Вчера Национальное собрание (парламент) Ирака на чрезвычайной сессии приняло пренеприятное для Москвы решение. Депутаты рекомендовали Совету революционного командования во главе с президентом Саддамом Хусейном отвергнуть
новую резолюцию СБ ООН №1441, принятую на днях всеми членами Совбеза, включая Россию, которая так надеялась спасти Ирак от войны. Резолюция, регулирующая деятельность международных инспекторов по разоружению Ирака, была названа спикером Национального собрания Саадуном Хаммади «провокационной, унизительной, агрессивной и враждебной». Выступление спикера не раз прерывалось овациями.
Конечно, окончательное решение, отвергнуть или нет «унизительную» резолюцию, еще примет сам Саддам Хусейн. Однако условия Ирака предполагают, что между рекомендацией почти ручного парламента и мнением вождя можно ставить знак равенства. Остается лишь одна надежда: что Саддам вдруг передумает. Ответить он должен, по условиям ООН, до 15 ноября. Отказ для Ирака равносилен самоубийству.
Поэтому Москва, главная защитница Багдада, голосуя в Совбезе за тяжелую, но спасительную для Ирака резолюцию,
была почти уверена, что Саддам все-таки примет новые правила игры. А
инспектора ООН по разоружению во главе со шведом Хансом Бликсом даже заказали билеты на 18 ноября, чтобы отправиться в Багдад. Теперь если Саддам подтвердит отказ, то чемоданы им придется распаковать, а Совбез должен будет собраться снова и решить, что делать дальше. Причем США будут настаивать на резолюции о начале военной операции в Персидском заливе. России же в сложившихся обстоятельствах уже сложно будет использовать право вето -- ведь получается, что Саддам сам отверг протянутую руку помощи.
Москва сделала все, что могла, чтобы спасти Багдад. Под давлением России и Франции из резолюции были изъяты все положения, за которые США могут автоматически начать карать Багдад. Американцы, россияне и французы несколько дней спорили о такой, казалось бы, мелочи, как союз «и» или «или» в четвертой статье резолюции. В дело вмешались даже президенты Путин и Буш, обсудившие это по телефону. Теперь в случае окончательного отказа Саддама сотрудничать снова соберется Совбез, который снова будет решать, что делать с нарушителем. Совбез должен собраться и в том случае, если сотрудничество все-таки начнется, но прервется по вине Хусейна.
Российские дипломаты в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» вчера признавали, однако, что «резолюция получилась мускулистая». Как выяснила газета «Время новостей», Саддам должен был бы пустить международных инспекторов не только в президентские дворцы, что всегда нервировало Багдад, но даже в офисы разведывательных служб и правящей партии БААС, а также в военные части. При этом иракцы обязаны были бы обеспечить инспекторам доступ ко всем документам и компьютерам. Если раньше о подобных проверках на «чувствительных» объектах инспектора должны были уведомлять иракцев за сутки, то теперь они могут являться туда без предупреждения.
Инспектора намеревались прочесать даже иракские тюрьмы. Они также вправе подробно «интервьюировать» (попросту допрашивать) иракских чиновников и офицеров, а при желании вывезти их для «интервью» и за пределы Ирака, хотя сам г-н Бликс считает, что делать этого не следует, это только повредит.
Несмотря на такие драконовские условия, Москва, тем не менее, голосуя за трудную резолюцию, рассчитывала, что «правительство Ирака проявит мудрый и прагматичный подход» -- об этом заявил вчера газете «Время новостей» замминистра иностранных дел Юрий Федотов.
Но убедить Ирак Москве было очень сложно из-за явных провокаций со стороны Вашингтона. Вчера ВВС США и Великобритании сразу после принятия Совбезом новой резолюции бомбили объекты ПВО на юге Ирака. «Продолжающиеся бомбардировки -- это односторонние действия, совершаемые без всяких на то международных резолюций. Это явно не способствует урегулированию», -- заметил Юрий Федотов.
К тому же США оставляют за собой право начать военные действия против Багдада и в обход ООН. По данным газеты The Washington Post, президент Буш утвердил план, по которому «Хусейн лишится власти еще до того, как американские войска войдут в иракскую столицу». А советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс вчера и вовсе назвала «смехотворным» экстренный созыв парламента в Багдаде. «Что и когда они обсуждали?», -- съехидничала г-жа Райс.
Действительно, последняя чрезвычайная сессия парламента состоялась в 1998 году. И она приняла решение о прекращении сотрудничества с тогдашней группой инспекторов ООН, которые срочно выехали из страны, после чего американцы начали массированные бомбардировки Ирака. Так что Саддам уже знает, чего будет стоить его согласие со своими парламентариями, рекомендовавшими вчера отвергнуть резолюцию Совбеза ООН.