|
|
N°208, 12 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Северо-западный «Голубой поток»
В рамках саммита Россия--ЕС в Брюсселе состоялась встреча председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера и генерального директора по энергетике и транспорту Еврокомиссии Франсуа Лямуре. Как сообщила газете «Время новостей» пресс-секретарь главы российского концерна Наталья Селиванова, была достигнута договоренность о прокладке газопровода по дну Балтийского моря. По словам г-на Миллера, мощность газопровода, который будет состоять из двух ниток, превысит 30 млрд кубометров в год. При этом первая нитка, которая может быть введена в 2007--2009 гг., будет способна пропустить 18,7 млрд кубов. Как сообщила г-жа Селиванова, в ближайшие пару месяцев состоится повторная встреча, после которой можно будет говорить о финансово-экономических параметрах проекта и потенциальных инвесторах. В то же время она подчеркнула, что не только «Газпром», но и ЕС, которому важны стабильные поставки газа в долгосрочной перспективе, проявляет высокую заинтересованность в проекте. Не случайно проект строительства газопровода будет представлен Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР), который может стать гарантом для притока западных инвестиций.
По мнению аналитиков, успешное строительство газопровода из России в Турцию по дну Черного моря («Голубой поток» будет запущен в декабре этого года) дал импульс северо-западному проекту. К тому же дно Балтийского моря -- политически нейтральная территория, что также выглядит «плюсом» на фоне тех сложностей, которые постоянно испытывает «Газпром» в связи с газовым транзитом через территорию таких государств, как Польша, Украина и Белоруссия.
Как стало известно газете «Время новостей», строительство газопровода обсуждалось на встрече в пакете других проектов, в частности освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения на шельфе Баренцева моря (3,2 трлн кубометров доказанных запасов и 20 млрд кубов в год добычи на первом этапе). Из-за отсутствия финансовых резервов у «Газпрома» и «Роснефти», готовящих разработку месторождения, проект стоимостью 12--14 млрд долл. пробуксовывает. Однако, учитывая перспективы транспортировки по дну Балтики и «протекторат» ЕБРР и Еврокомиссии, западные инвесторы более охотно пойдут в проект, от которого в свое время отказалась немецкая компания Wintershall.
Алексей ГРИВАЧ