Россия еще не скоро узнает, какой приговор ждет командира 160-го танкового полка Юрия Буданова, обвиняемого в жестоком убийстве чеченской девушки Эльзы Кунгаевой. Назначенное на 19 ноября судебное разбирательство по его делу в очередной раз отложено на неопределенный срок. На сей раз из-за того, что Министерство здравоохранения России отозвало акт последней психиатрической экспертизы полковника Буданова. Это первый случай, когда государственное учреждение отзывает из органов правосудия результаты экспертного исследования, и с точки зрения уголовно-процессуального законодательства объяснений ему нет. Адвокаты обвиняемого и потерпевших в недоумении и единогласно считают, что этот отзыв -- политическое, а не юридическое событие, которое может привести к самым непредсказуемым последствиям. «Ни одна организация, ни одно должностное лицо, ни одно ведомство, кроме органа, ведущего предварительное следствие, прокурора и суда не вправе ни назначать, ни отзывать, ни отменять экспертизу», -- заявил корреспонденту газеты «Время новостей» адвокат семьи Кунгаевых Абдулла Хамзаев. Ему вторит и адвокат полковника Буданова Анатолий Мухин: «Я пока не получил обоснований из Минздрава, но я не знаю такой процедуры отзыва».
В Минздраве же наотрез отрицают наличие у этой истории политической подоплеки. Как пояснил корреспонденту газеты «Время новостей» помощник министра здравоохранения Александр Жаров, заключение экспертов было отозвано исключительно «по техническим причинам» -- для его правильного оформления в полном соответствии с 201-й статьей нового Уголовно-процессуального кодекса. «Дело это слишком громкое, чтобы допускать в документах какие-либо ошибки или даже погрешности, -- говорит г-н Жаров. -- Формально поручение организовать новую психиатрическую экспертизу было дано судом Минздраву. А заключение отправили в Ростов напрямую из Института имени Сербского. Сейчас оно всего лишь отозвано для переоформления и вскоре будет передано обратно в суд».
Однако адвокаты обвинения и защиты опасаются, что выводы психиатров в очередной раз кого-то не устроят. Напомним, что в отозванном акте содержится результат четвертой по счету экспертизы г-на Буданова. Первую провели военные эксперты в Новочеркасске, в амбулаторных условиях, и признали полковника вменяемым по всем эпизодам обвинения. Но эту экспертизу обычно не учитывают, потому что она проходила не в стационаре. Вторично г-на Буданова обследовали уже стационарно, все в том же Новочеркасске, и закончилась эта процедура несколько иным заключением: полковника признали уже ограниченно вменяемым. Такой результат, очевидно, был неудобен государственному обвинению, которое проявляло по отношению к г-ну Буданову почти отеческую заботу. Поэтому и была назначена третья экспертиза, которую провели весной этого года врачи Государственного центра судебной психиатрии имени Сербского. Юрий Буданов, судя по их заключению,
в момент совершения преступления был невменяем, и суд на этом основании мог освободить полковника из-под стражи. Однако такой финал показательного процесса над военнослужащим, отличившимся в Чечне не только на поле боя, но и в борьбе с мирным населением, не устраивал уже многих. В том числе и Кремль. Поэтому довольно быстро были заменены ключевые действующие лица на процессе: судья и обвинитель. А решить вопрос о вменяемости полковника должна была новая экспертиза, для участия в которой привлекли в том числе и независимых психиатров. Заключение именно этой экспертизы, от которой напрямую зависит судьба и ближайшее будущее г-на Буданова, и затребовал обратно Минздрав. Причем, похоже, этот шаг стал неожиданностью даже для директора Государственного центра судебной психиатрии имени Сербского Татьяны Дмитриевой, которая утверждает, что к ней «никакая информация об этом не поступала».
Естественно, комментировать возможное содержание акта ни адвокаты сторон, ни независимые психиатры не берутся -- до судебного оглашения это запрещено. Но источник газеты «Время новостей» в ростовском суде на условиях анонимности рассказал, что, по его сведениям, действия Минздрава вызваны тем, что некоторые специалисты, проводившие экспертизу, запоздало настояли на внесении в документ своего особого мнения по отдельным вопросам исследования психического здоровья Юрия Буданова. По данным источника, они «не станут отзывать свои подписи под общими выводами, равно как и менять эти выводы; они лишь дополнят документ индивидуальными суждениями по некоторым из многочисленных вопросов, чтобы акт экспертизы точнее передал характер и подробности проведенного исследования».
Но и такое объяснение совершенно не устраивает участвующие в процессе стороны. «Если кто-то не согласен с заключением экспертизы, существует судебное обжалование», -- говорит адвокат Юрия Буданова Анатолий Мухин. А адвокат семьи Кунгаевых Абдулла Хамзаев полагает, что теперь вновь может встать вопрос о замене председательствующего на суде Виктора Костина, а это опять затянет и без того длящийся слишком долго процесс. «Председатель суда не имел права высылать подлинный акт экспертизы кому бы то ни было на земном шаре, включая министра здравоохранения, это написано в законе, -- пояснил г-н Хамзаев корреспонденту газеты «Время новостей». -- Даже если все 12 или 15 экспертов, проводивших обследование, схватились за голову: «Что мы написали?» -- суд не вправе возвращать результаты. Суд может только спросить экспертов, подтверждают ли они свое мнение. Если мнение экспертов изменилось, может быть назначена еще одна экспертиза, ее поручают уже другим специалистам. И я не знаю, в каком трансе пребывает судья, если он удовлетворил просьбу Минздрава. Полковник Костин сам создал повод, чтобы любая сторона заявила ему отвод».