|
|
N°208, 12 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хозяева московских зинданов
Завершился процесс над крупнейшей бандой похитителей людей
Мособлсуд вынес вердикт по одному из самых скандальных дел, связанных с захватом высокопоставленных заложников в 2000--2001 годах. Потерпевшими на процессе проходили видные банкиры и теперь уже бывший заместитель гендиректора ОРТ Илья Сурков. Причем похищены они были отнюдь не в Чечне, а непосредственно в столице или ближайшем Подмосковье и почти все вышли на свободу только после выплаты огромных выкупов. Нападали же на них, как выяснилось, по заказу ряда криминальных авторитетов московские милиционеры.
По данным следствия, банда похитителей образовалась еще в конце 1999 года в результате серии случайных знакомств совершенно разных людей -- нескольких продажных милиционеров, рецидивистов и довольно влиятельных бизнесменов. Объединил их криминальный авторитет из Сибири Александр Купряков по кличке Купер. В свое время он вместе с белорусскими преступными кланами промышлял доставкой контрабандных машин из Гомеля в Россию, но потом попался на воровстве из «общака» и был приговорен коллегами к смерти. Тогда Купер подался в Москву, где, познакомившись с тремя бизнесменами, наладил переправку из родного Ангарска в Италию партий леса, вырубленного подпольными артелями. Однако «честный» бизнес Куперу скоро наскучил, и он предложил компаньонам дело поинтереснее. Московские приятели авторитета были вхожи в бизнес-элиту и знали, с какого видного предпринимателя и сколько можно «спросить», у кого какие долги. Купер же со своей стороны взялся найти собственно похитителей.
Вскоре Купряков познакомился в баре с только что вышедшими из тюрьмы Сергеем Батраниным по кличке Кэмел и Дмитрием Ивашкевичем. Им Купер и предложил «работу». Первой жертвой они выбрали замгендиректора ОРТ -- директора аналитического центра ЗАО «ОРТ», вице-президента Института национальной безопасности и стратегических исследований Илью Суркова. Когда преступники уже думали над планом захвата, Кэмел вспомнил о своем давнем знакомом -- участковом ОВД «Выхино» Александре Коротуне. Милиционер не только согласился участвовать в похищениях, но и предложил помощь своих коллег -- сыщиков угрозыска Алексея Лаврентьева и Александра Бондарца.
15 февраля 2000 года милиционеры в форме остановили неподалеку от поселка Внуково машину Суркова, скрутили его и передали преступникам. Премия стражей порядка за помощь составила 2700 долларов. Бандиты три дня держали г-на Суркова в подвале одного из пригородных домов, пытали и требовали 500 тыс. долларов. Когда близкие заложника отдали почти половину суммы, бизнесмена отпустили для сбора остатка, но г-н Сурков сразу уехал в Испанию.
Следующей жертвой похитителей стал советник президента Национального инвестиционно-коммерческого банка Игорь Ткачук. Его тоже «порекомендовали» трое столичных партнеров Купрякова, а «задерживал» банкира опять майор Коротун с сыщиками -- в форме и на служебной машине. За нового заложника бандиты потребовали 1,5 млн долларов, но банкир сумел их обмануть -- отпросился на свободу для сбора выкупа и всучил потом кейс, набитый ксерокопиями банкнот, прикрытых сверху лишь 12 тыс. настоящих долларов.
В это же время в Россию решил вернуться и Илья Сурков. На этот раз он нанял мощную охрану, но Купер сумел ее обмануть и доходчиво напомнил должнику об оставшихся 300 тыс. долларов. После этого г-н Сурков и пришел в УБОП Московской области. Сыщики предложили коммерсанту под их контролем передать бандитам выкуп. Сумма была заложена в электрощит одного из домов в Ослябинском переулке, а когда сверток пришли забирать Купряков и Ивашкевич, их арестовали. Позже сотрудники УБОП схватили и остальных членов банды. Как подозревают сыщики, на самом деле эта бригада похитила гораздо больше людей, но те предпочли откупиться и не обращаться в милицию.
Процесс над командой Купера начался весной, и на днях суд вынес похитителям весьма суровый приговор. Батранин получил 15,5 лет тюрьмы, Купряков -- 14 лет, Ивашкевич -- 12 лет. Майора Коротуна суд приговорил к 7 годам, а двух его коллег-сыщиков -- к 5 годам условно.
Александр ШВАРЕВ