Время новостей
     N°158, 31 октября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.10.2000
Программистов красиво упакуют и продадут
Россию для этого покидать необязательно
Три российских лидера офшорного программирования (производства компьютерных программ по заказам зарубежных фирм) представят страну на симпозиуме Fall European IT Expo 2000, который откроется во французском Канне 7 ноября. Менеджеры компании Luxoft (подразделение холдинга IBS), «АйТи» и «Оптима» выступят одной командой на специальной конференции.

По сведениям газеты «Время новостей», речь на российской презентации пойдет о том, что наша страна «обладает уникальным сочетанием благоприятных факторов для широкого развития услуг в области заказных разработок информационных систем для зарубежных клиентов».

Цель совместного рейда по «тылам» европейских заказчиков директор компании Luxoft Дмитрий Лощинин сформулировал так: «У нас в стране не слишком много того, что можно было бы успешно экспортировать. Есть нечто более дорогое, чем нефть или алмазы, -- с точки зрения и цены, и возможностей общей интеграции. Это огромный интеллектуальный потенциал, сосредоточенный в России, который мы еще продавать не умеем. Его надо обернуть в красивую упаковку и продать туда, где на этот товар есть огромный спрос. Наша задача сегодня -- сделать красивую упаковку и найти тех, кому этот товар нужен».

Особый упор наши докладчики сделают на наличие высокопрофессиональных специалистов в области методологии, проектирования и разработки программ, на географическую близость к промышленно развитым странам Западной Европы, на развитую инфраструктуру, позволяющую создавать виртуальные команды разработчиков и представителей заказчика. Особенно будут отмечены невысокая стоимость высококвалифицированной рабочей силы и тесные связи ведущих российских компаний с такими мировыми лидерами, как Microsoft, Novell, Oracle, Rational Software и др.

Офшорное программирование становится чрезвычайно востребованным из-за явной нехватки собственных специалистов в технологически развитых странах. В нынешнем году в США признали, что испытывают дефицит на уровне 850 тыс. человек. Германия увеличила квоты на въезд программистов на 30 тыс. в год. Всего, по сведениям International Data Corporation, к 2002 году в Европе недостаток сетевых специалистов составит 600 тыс.

Известно, что нанять офшорного программиста дешевле, чем вывозить «мозги» из других стран. Человек остается в привычной обстановке. При этом при меньших затратах на его устройство он лучше мотивирован, поскольку получает более высокую зарплату, чем может предложить национальный рынок. Выгодно это и стране, поскольку компании и их работники платят налоги и тратят свои доходы на местном рынке.

Ожидается, что на симпозиуме интерес к потенциалу российского офшорного программирования будет особенно высоким. Об этом свидетельствует опубликованное в октябре исследование McKinsey Global Institute.

В исследовании отмечается, что хотя доля этой индустрии в российском ВВП составляет всего 0,1% (см. диаграмму), она служит образцом нового отраслевого поведения, демонстрируя редкий динамизм. Зародившиеся 7--8 лет назад небольшие кооперативы стали бурно развиваться, а отсутствие государственного регулирования и устаревшие основные фонды способствовали настоящему буму и консолидации, которая продолжается до сих пор. Примером этого, считают авторы доклада, служит недавнее объединение компаний «Диасофт» и «ПрограмБанк».

При этом сдерживающим фактором исследователи называют высокий уровень пиратства, появившегося еще до становления официальных компаний и проходящего тот же процесс консолидации. Он достигает в России 90% (в США -- 30%). Это лишает легальных производителей солидной доли прибыли и сдерживает инвестиции в отрасль. Пираты продают контрафактные копии меньше чем за 1% настоящей цены, подрывая ресурсы легальных разработчиков и заставляя тех либо бороться за выживание на местном рынке, либо перепрофилироваться на офшорное программирование.

Подталкивает к этому и низкий спрос на программное обеспечение в отраслях, которые во всем мире являются его основными потребителями, -- в промышленности, на финансовом рынке, в торговле и связи. Финансовый успех банков больше зависит в России от особых отношений с властями, нежели чем от автоматизации управления и снижения издержек. В розничной торговле доминирующие киоски и оптовые рынки не используют компьютерных программ вообще.

В пример России приводится опыт Индии, которая почти мгновенно ответила на вызов мирового рынка. Прогноз на ближайшие 10 лет предсказывает повышение спроса на программы до уровня 1 трлн долл. Уже сейчас индийские компании, занятые офшорным программированием, зарабатывают 2 млрд долл. в год, в то время как российские -- менее 100 млн. При этом, утверждают исследователи, российским компаниям осталось решить три основные проблемы, препятствующие успеху в офшорном программировании: нанять владеющих языками менеджеров, чтобы преодолеть барьер в прямом общении с заказчиками, приобрести престижных клиентов для завоевания высокой репутации и внедрить признанные в мире системы качества.

McKinsey предсказывает, что «процесс превращения России в центр офшорного программирования набирает скорость». Объем их услуг будет увеличиваться нынешними темпами -- 50--60% в год, и в ближайшие 5 лет можно ожидать создания около 12 тыс. высокооплачиваемых рабочих мест (сегодня во всей программной отрасли в России занято 8 тыс. человек, а в США -- более 600 тыс.).

Александр ЛЕВИНСКИЙ