|
|
N°208, 12 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Чайка», долетевшая до середины России
Театральный фестиваль в Ханты-Мансийске
Имей фестиваль «Чайка» поддержку Министерства культуры или хотя бы московского правительства, его можно было бы называть «Московскими сезонами» в Сибири, по аналогии с русскими сезонами в Японии. Но «Чайку» проводят частные лица, и потому это событие не имеет статуса национального, который сегодня стремится получить едва ли не любой кружок при жэке. Однако две молодые женщины -- Елена Лапина и Екатерина Коновалова, которые придумали сначала театральную премию «Чайка», а спустя четыре года и фестиваль в Ханты-Мансийском автономном округе, -- легко обходятся без официальных титулов. Им и так удается собирать и привозить в Сибирь спектакли, попасть на которые мечтает (и не всегда может) завзятый московский театрал. В этом году, например, они пригласили «Игроков» Товарищества «814» Олега Меньшикова, «Академию смеха» Театра Пушкина (с Николаем Фоменко и Андреем Паниным), «Утиную охоту» МХАТа имени Чехова (с Константином Хабенским), «Лицедея» театра-студии Олега Табакова, спектакли «Обломоff» и «Пластилин» Центра драматургии и режиссуры и «Синьор Тодеро. Хозяин» театра «Сатирикон» (с Константином Райкиным).
«Чайка» последовательно проводит свою стратегию, начатую семь лет назад. Эта театральная премия, родившаяся на молодежном тогда шестом канале, едва ли не первой почувствовала новое место театра в обществе -- место престижного, модного и элитарного развлечения, в котором непременно должно сочетаться отменное качество, забавная интрига, легкость восприятия и модные имена. Смешные номинации, придуманные для премии, коробили слух серьезных театральных деятелей, привыкших к мифу о театре-храме. Однако эти вполне легкомысленные дефиниции включали все самое яркое, успешное, занятное, что рождалось за театральный сезон. И когда в обществе заговорили о новых звездах, занявших место давно горящих и уже догорающих звезд старых, то оказалось, что почти все они охвачены маргинальными номинациями совершенно неофициальной театральной премии «Чайка».
Но это, конечно, не единственная причина, по которой избалованные вниманием московские звезды охотно едут в неведомые им земли Югры. Не менее существенную роль тут играет принимающая сторона -- в оргкомитет фестиваля входит едва ли не все правительство округа во главе с губернатором. Владеют они поистине сказочным миром.Ханты-Мансийск – город контрастов
Ханты-Мансийский автономный округ субъектом федерации стал сравнительно недавно -- в 1993 году, до того он входил в Тюменскую область. Однако, получив самостоятельный бюджет (цифры назвать не берусь, но он едва ли не самый большой в стране), округ начал строительство столицы. На улицах города сегодня соседствуют покосившиеся избенки едва ли не прошлого столетия, довоенные бараки и замечательные здания самой современной архитектуры. Построен роскошный Центр искусств для одаренных детей Севера -- с зимними садами, каскадами, залами и комфортабельным общежитием. Заканчивается строительство Концертно-театрального центра с двумя залами-трансформерами на 200 и на 1200 мест -- по проекту, получившему третью премию на фестивале «Зодчество» в Москве. В этом году открылся Югорский университет, куда пригласили преподавателей из Новосибирска, соблазнив их 32 новыми обставленными квартирами. Гордость Ханты-Мансийска -- центр лыжного спорта с едва ли не лучшими в мире тренировочными трассами для биатлона. Чтобы немного изменить тон, подходящий скорее для рекламного буклета, скажу, что жилья в быстрорастущем городе не хватает, в старых домах зимой нет горячей воды, из-за обилия стройплощадок во время дождей улицы тонут в грязи, а новейшее оборудование в местных больницах еще не освоено медицинским персоналом. Но кедровые сосны, но Иртыш, но экология, свежий воздух... Город решено оставить чистым -- в нем будет административный, культурный, спортивный, образовательный, а впоследствии и туристический центр.
Все приехавшие на фестиваль сравнивали Ханты-Мансийск с северной Европой: кто с Финляндией, кто с Норвегией, и никому в голову не пришло, что сейчас в этом еще недавно небольшом поселке осуществляется самая заветная мечта социализма -- рождение города будущего на далеких сибирских болотах. И всего-то нужно для этого -- высокие мировые цены на нефть и разумная стратегия. Ну и политическая воля, разумеется.Что можно купить за деньги
Михаил Угаров, автор пьесы «Обломоff» и режиссер спектакля, признался, что ехал на фестиваль впервые и потому не слишком охотно -- уж очень много разных российских фестивалей он уже видел и не понимал, почему этот может быть другим -- разве что денег больше, но что это меняет? Денег действительно много. Возможно, именно поэтому местные зрители по-настоящему избалованы самыми разными гастролерами и совершенно не готовы «лопать, что дают». Оказалось, что возможность выбирать и сравнивать действительно развивает публику. Зрители, съехавшиеся в Ханты-Мансийск, на самом деле подготовленные, разборчивые и требовательные. Параллельно показам спектаклей на фестивале проходил семинар руководителей управлений культуры и театральных организаций, собравшихся ради создания Ассоциации театральных деятелей округа. Степень заинтересованности и активность участников произвела сильное впечатление на гостей фестиваля. Было ощущение встречи с давно забытым духом русской провинциальной интеллигенции, которая всегда так стоически и страстно поддерживала культуру.
Конечно, в регионе действует около 40 телевизионных компаний, и все они, как могут, со всеми понятными сложностями, разминают социальную и общественную ткань жизни. Да, возможность платить пусть и не очень высокие, но все-таки зарплаты преподавателям обычных школ (на 80% компьютеризованных, с гордостью сообщают официальные лица), школы искусств и -- теперь -- университета помогает отбирать со всей Западной Сибири наиболее крепкие кадры. Но ведь это приносит свои плоды. И один из них -- театральный зал, заполненный терпеливыми и, быть может, несколько по провинциальному скованными в реакциях людьми, которые после представления дают точную и трезвую оценку спектаклю. И потому «Чайка» привозит в округ не только звезд, известных по телесериалам (хотя возможность сфотографироваться с Николаем Фоменко или Виктором Сухоруковым вполне привлекательна для многих), но и совершенно не «звездные», а просто в театральном смысле интересные проекты. Их есть кому вполне адекватно оценить, что согласитесь, дорогого стоит.Как это делается
Вот построят концертно-театральный центр, говорит Ирина Ткаченко, его будущий директор, и станет полегче. Потому что пока в округе приспособленных для театра площадок очень мало. Спектакли приходится буквально втискивать в спортивные залы и клубные помещения. Во многие поселки и вовсе нельзя привезти театр -- только концертные программы.
Привезти настоящий театр на гастроли -- очень дорого. Привезти несколько театров -- еще дороже. На сцене -- два-три артиста, а работает на них команда из двадцати человек -- свет, звук, костюмы. В этом году билеты на спектакли впервые были пущены в свободную продажу -- и несмотря на высокие цены (от 500 рублей), все были проданы. Но они даже и близко не окупят затрат театров на гастроли, которые во всем мире происходят в убыток и осуществляются лишь при помощи спонсоров.
И у кого-то возникает вопрос: а зачем вообще это делать?
Конечно, дешевле возить кино -- надо только захватить коробки с пленкой. Впрочем, кинофестиваль в Ханты-Мансийске тоже будет -- в январе--феврале там пройдет первый международный фестиваль кинодебютов «Дух огня», и уже строятся кинотеатры, где будут крутить фильмы и принимать западных кинозвезд, приезд которых сделает бюджет мероприятия несопоставимым с затратами на театр. Когда в Канне в этом году состоялась презентация этого проекта, он показался странной прихотью богатого региона. Но сейчас я верю в плодотворность затеи (конечно, при условии толковых организаторов, с которыми в России вообще-то сложно). А заодно уж строится и мощная киностудия, и, судя по оборудованию телевизионных компаний, возможности у нее будут самые фантастические. Губернатор Александр Филипенко уже сделал заказ: снять фильм про Александра Меншикова, что окончил свои дни поблизости, в Березове.
Тем не менее хочется рассчитывать на то, что интенсивное развитие края не забьет театральный фестиваль «Чайка», а лишь придаст ему еще больший размах и превратит новую сибирскую столицу в настоящий театральный центр.
Алена СОЛНЦЕВА