|
|
N°208, 12 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Потерянные миллионы
После полувека социализма в Китае вспомнили про крестьян
Чем ближе к завершению XVI съезд КПК, тем менее публичным становится содержание происходящих на съезде событий. Трехдневный период «открытых дверей» для прессы, в ходе которого журналисты могли послушать, как делегаты из провинций обсуждают доклад генсека Цзян Цзэминя, завершен. Теперь делегаты в закрытом режиме обсуждают поправки к уставу китайской компартии. Суть главной поправки уже известна. Официальное агентство Синьхуа сообщило, что делегаты единодушно требуют внести в устав КПК положение о «тройном представительстве», авторство которого принадлежит Цзян Цзэминю.
Тем самым нынешний генсек, уходя в отставку, оставляет соратникам по партии собственное теоретическое наследие. Содержание идеи «тройного представительства» пропагандируется в Китае с небывалым размахом. Суть в том, что партия гарантирует комплексное развитие передовой экономики, культуры и народного благосостояния. Несмотря на волну эйфории по поводу быстрого экономического роста Китая, о себе постоянно напоминают болезненные проблемы «новых бедных».
Большинству китайцев удалось улучшить материальное положение. Но есть и такие, кому жизнь кажется весьма несладкой, -- это городские безработные и крестьяне, лишившиеся средств. Вчера министр труда и социального обеспечения Чжан Цзоцзи откровенно заявил журналистам, что точного подсчета числа безработных в Китае нет. Статистика указывает лишь на 7,5 миллиона городских безработных, подавших заявления о помощи в трудоустройстве. Однако в ходе реформирования и закрытия убыточных госпредприятий постов лишились еще 6 миллионов человек, не входящих в официальные списки безработных.
Китайские власти объясняют это тем, что бывшие работники еще сохраняют формальные отношения со своими фабриками и заводами. Иногда бывшие наниматели платят этим людям минимальные пособия и даже помогают в поисках работы. Если прибавить эту группу к официальным безработным, то количество безработных в Китае составит уже 7%, то есть почти в два раза больше.
Однако китайская статистика вообще не учитывает стомиллионную армию мигрантов, покинувших родные села в поисках работы в городе. Как признался министр труда и социального обеспечения, эта огромная армия людей не входит по статистике ни в число занятых, ни в число безработных. На них не распространяются никакие страховки и социальные выплаты. В ближайшие годы перестройка экономики еще больше увеличит число безработных.
Проблемы безработных не просто подрывают престиж правящей партии, но и создают серьезные социальные неурядицы. За последние годы в старых индустриальных районах Китая, прежде всего на северо-востоке, не раз происходили спонтанные демонстрации уволенных или сильно обиженных рабочих. Хотя заместитель председателя Всекитайской федерации профсоюзов Чжан Цзюньцзю поклялся, что в Китае нет ни одного арестованного за профсоюзную деятельность, он признал, что аресты и уголовные преследования могли проводиться за противоправные действия, например за поджоги автомобилей. По словам высокопоставленного профсоюзного босса, причина волнений в том, что отдельные предприятия нарушали китайские законы и ущемляли интересы работников, против чего последние объявили законный протест. Ожидаемое продолжение реформы госпредприятий вовсе не исключает повторения подобных инцидентов в будущем.
Самая сложная проблема -- социальное обеспечение крестьян. По словам министра труда и социального обеспечения Чжана Цзоцзи, трудность в огромном размере страны и колоссальном масштабе ее сельского населения. Земельные участки, полученные крестьянами в аренду в начале реформ, являются для них и орудием производства, и социальной гарантией, и страховкой. Подавляющее большинство китайского населения -- крестьяне за 50 лет социализма так и не получили социальных выплат и гарантий, которые имели их собратья по классу в бывшем Советском Союзе. В китайской модели социализма бесплатная медицина, пенсии и прочие радости «общего котла» были доступны лишь горожанам, занятым на производстве или в государственных структурах.
Многие эксперты полагают, что это обстоятельство и стало источником успеха нынешних китайских реформ -- государство было свободно от социальных обязательств перед многими сотнями миллионов своих граждан. Однако теперь КПК поставила задачу создать систему социального, медицинского и пенсионного страхования не только для горожан, но и для жителей села. Контуры этой системы пока не обозначены, но одно уже понятно: эта система не будет полностью государственной, и крестьянам придется вносить деньги на страхование из собственных карманов.
Александр ЛОМАНОВ, Пекин