Начинающийся сегодня в столице Бельгии юбилейный десятый саммит Россия--ЕС должен утвердить новые правила транзита из России в Калининградскую область и обратно. Компромисс, судя по всему, найден.
Россия говорила, что она не может согласиться с визовым режимом транзита. Виз (если сегодня на саммите все пройдет так, как предполагают в Москве) и не будет, хотя литовцы
грозились ввести их уже с 1 января. Вместо виз будет УТД -- упрощенный транзитный документ, который будет действовать при предъявлении обычного внутреннего российского паспорта. Причем введут УТД только с 1 июля будущего года. А до этого целых полгода будет действовать нынешний режим транзита. Эта отсрочка еще один компромисс (помимо замены виз на УТД), о котором сегодня могут объявить в Брюсселе.
УТД, как выяснила газета «Время новостей», будет двух типов: один -- для автомобильного и автобусного транспорта, а другой -- для поезда, так называемый упрощенный железнодорожный транзитный документ (УЖТД). Основная масса (примерно миллион человек в год, что почти равняется числу жителей Калининградской области) пользуется как раз железнодорожным транспортом.
Причем, согласно некоторым сведениям, для получения УТД не будет нужды обращаться в литовское консульство. При заказе железнодорожных билетов российские пассажиры будут заполнять специальную форму, которая по электронной почте будет передаваться литовским властям, чтобы они могли отсеивать нежелательных для Литвы лиц. Граждане, не имеющие в Литве неприятностей, смогут получить свой УЖТД вместе с билетом на поезд.
Кроме того, стороны могут договориться и о введении с 1 июля многократных УТД для желающих. Многократный транзитный пропуск, якобы недорогой, как уверяют в ЕС, нельзя будет получить прямо на вокзале. Он будет выдаваться в соответствии с законами ЕС, при этом надо будет пройти обычную консульскую процедуру и, соответственно, иметь загранпаспорт.
Воздушное сообщение, кстати, останется неизменным. Сохранится и будет развиваться паромное сообщение Калининграда с Санкт-Петербургом.
Все это касается пассажирского транзита. Все проблемы по транзиту грузов будут решаться позже, хотя на саммите их все-таки затронут. Военный транзит и вовсе не входит в сферу компетенции ЕС, его будут уточнять двусторонние договоренности между Литвой и Россией.
Кстати, Россия признала, что Литва имеет право отказывать отдельным нашим гражданам в транзите через ее территорию. Это уступка уже с нашей стороны, но понятно, что без нее компромисс не был бы возможен. Зато «чистым» перед литовскими законами гражданам получить документ будет несложно. Главная же уступка Евросоюза заключается, видимо, в том, что Литве разрешат иметь особые транзитные отношения с Россией.
Литва пока только кандидат на вступление в ЕС и имеет право заключать с соседями двусторонние отношения. Вильнюс опасался, что такие отношения могут стать препятствием к вступлению в Евросоюз и шенгенское пространство. Но если ЕС дает гарантии, что наличие российского транзита не помешает вступлению Литвы, то позиция литовских властей может кардинально измениться (в благоприятную для России сторону) уже сегодня, если, конечно, вдруг не возникнет какой-то международный скандал, правда, совсем уж невероятный на фоне предварительных договоренностей.
Литовцы намерены извлечь из коллизии вокруг Калининграда и материальные выгоды. Так, хорошим решением проблемы стало бы введение высокоскоростной безостановочной железнодорожной магистрали. Деньги на ее строительство, а также на замену составов Вильнюс предполагает получить у Евросоюза. К разработке безвизового транзита на скоростных поездах Евросоюз обязуется приступить со следующего года.
В Брюсселе поговаривают и о безвизовом обмене между ЕС и Россией в перспективе. Но чиновники ЕС честно признались газете «Время новостей», что это потребует «очень глубокой» степени сотрудничества в сфере юстиции. Такой режим для краткосрочных поездок у Евросоюза существует с рядом стран, даже с Гондурасом. Но, очевидно, в плане иммиграции и преступности далекий Гондурас беспокоит европейцев меньше, чем Россия. Сегодня российский президент попытается смягчить эту позицию ЕС.
В целом же, как заметил газете «Время новостей» официальный представитель МИД России Александр Яковенко, «хотя для России Калининградская проблема очень чувствительна и важна, отношения с Евросоюзом этим не ограничиваются. Наше стратегическое партнерство с ЕС приобретает динамичный, прагматичный характер».
Несмотря на оптимистичные тенденции, нельзя, однако, сказать, что десятый саммит Россия--ЕС пройдет совсем уж на мажорной ноте. Борьба против терроризма и проблема Чечни -- это для ЕС не менее болезненно, чем Калининград. В ЕС на условиях анонимности объясняли газете «Время новостей», что в отличие от Москвы они не валят в одну кучу эти две темы -- терроризм и Чечню. Брюссель готов еще раз осудить варварский теракт на Дубровке и даже поддержать небесспорные методы нейтрализации террористов. Он готов выработать план совместной с Россией борьбы против терроризма. Но он отделяет уголовную проблему терроризма от политической проблемы Чечни.
В этом смысле Брюссель более сложный собеседник, чем Вашингтон. Кроме вопроса «как» (действовать против террористов) он задает вопрос «почему». И настаивает на решении чеченской проблемы путем диалога с сепаратистами, требуя при этом от их лидеров осудить терроризм. Он не считает Чечню внутренней российской проблемой, поскольку она стала источником нестабильности не только на Кавказе, но и в Европе. ЕС призывает не нарушать права человека, борясь с терроризмом.
Тем не менее, стремясь обеспечить успех саммита, европейцы приурочили к нему все, что может тому послужить. Они не хотят ссориться со страной, от которой долго будут зависеть в смысле энергоресурсов.
Ситуацию газете «Время новостей» прокомментировал Дмитрий РОГОЗИН -- председатель комитета Госдумы РФ по международным делам, специальный представитель президента РФ по проблемам Калининградской области:-- В ходе дополнительных консультаций по «калининградской проблеме» удалось сблизить наши позиции. Есть предварительная договоренность на 6 месяцев отложить решение проблемы. До 1 июля сохранится прежний порядок проезда через литовскую территорию -- безвизовый и по внутрироссийским паспортам. За это время будет проведена экспертиза железнодорожных путей для выяснения, на каких отрезках возникает наибольшая возможность того, что кто-либо покинет вагон и незаконно проникнет на территорию Литвы. Мы предлагали ввести усложненную систему продажи железнодорожных билетов, при которой будут вноситься абсолютно все паспортные данные.
Мы уважаем суверенитет Литовской республики, которая вступает в Евросоюз, а также нормы Шенгенского законодательства. Сложившаяся практика такова, что любое государство обладает правом отказать во въезде любому гражданину мира. И Литва сохраняет за собой право, как, впрочем, любое суверенное государство, отказывать тем людям, которые нежелательны для пребывания в этой стране, даже в качестве транзитных пассажиров. Мы также предложили Литве заранее подготовить подобные списки, чтобы люди не тратили время на покупку билетов, а потом их бы ссаживали с поездов. Лучше, если такие списки будут известны заранее, тогда граждане, которым отказано в транзитном пересечении литовской территории, выбрали бы для себя другой маршрут. Хочу особо отметить, что с нашей стороны ни о каких уступках речи нет. Представители всех сторон понимают характер нашей обеспокоенности и готовы к дальнейшим переговорам, которые будут вестись также и на саммите Россия--ЕС. Мы ожидаем, что на саммите будет дан ответ на послание президента Владимира Путина главам государств -- членов ЕС.
Записала Ольга КОЛЕВА