Сегодня в Москве состоятся переговоры между главами правительств России и Белоруссии Михаилом Касьяновым и Геннадием Новицким. Белорусская делегация, в состав которой входят также первый вице-премьер Сергей Сидорский и министр энергетики Владимир Семашко, прибыла вчера в российскую столицу для урегулирования кризиса в отношениях между Москвой и Минском, возникшего в результате решения «Газпрома» вдвое сократить с 1 ноября поставки газа в Белоруссию.
Действия «Газпрома» объясняются прозаически: белорусские потребители практически выбрали те 10,2 млрд кубометров сырья, которые оговаривают подписанные в апреле российско-белорусские соглашения. Между тем белорусский долг за газ продолжал нарастать и достиг уже 250 млн долларов. Общий же объем получаемого Белоруссией в этом году российского газа составляет согласно апрельским соглашениям 16,5 млрд кубометров (6,3 млрд кубов приходятся на долю «Итеры»).
Газпромовское решение вызвало у Александра Лукашенко реакцию, близкую к истерике. 6 ноября он выступил в Минске с 18-минутной речью, обвинив Москву в «неимоверном» давлении, оказываемом лично на него. Президент Белоруссии жаловался, что от него «требуют немедленно приватизировать «Белтрансгаз» (госкомпания, владеющая газораспределительной сетью) и акции передать «Газпрому». Эмоции буквально переполняли «батьку»: «Попытки построить нас неприемлемы... Наш народ и не это выдерживал, выдержит и этот натиск... Здесь живет гордый и независимый народ, который не позволит пинать нас ногами ни с запада, ни с востока». При этом г-н Лукашенко неожиданно пригрозил, что обратится за «помощью к арабам и США».
На Москву этот демарш особого впечатления не произвел, реакция на него была спокойной, если не меланхолической. Официальный представитель МИДа Александр Яковенко лишь заметил, что «нет реальных оснований трактовать решение о прекращении поставок российского газа в Белоруссию как преднамеренную акцию по оказанию экономического давления» на Минск.
То, что это действительно так, газете «Время новостей» подтвердили источники в российском правительстве. «Президента Белоруссии, видимо, неправильно информировали, -- заметили в Белом доме, -- поскольку никто в России не собирался приватизировать «Белтрансгаз». Речь идет о выполнении Минском обязательств, взятых им на себя при подписании блока из двух взаимосвязанных соглашений от 12 апреля, -- о цене (льготной, внутрироссийской) и объемах поставляемого «Газпромом» газа и создании «Газпромом» и «Белтрансгазом» совместного предприятия. Свои обязательства по первому соглашению Москва выполнила полностью, а реализация второго тормозится по вине Минска. Именно об этом и пойдет речь на сегодняшних переговорах между российским и белорусским премьерами". На вопрос газеты «Время новостей», почему же руководители белорусского правительства приехали в Москву и нарушили запрет г-на Лукашенко впредь «просить» что-либо у России, источники в Белом доме ответили в том смысле, что он просто «погорячился, у него же это не впервые».
Лидер белорусских социал-демократов Николай Статкевич объясняет реакцию своего президента просто: «Лукашенко никак не может смириться с более прагматичной политикой нового руководства России, он привык получать топливо за поцелуи и не ожидал уменьшения поставок дешевого газа».
«Погорячился», видимо, президент Белоруссии и в своих ожиданиях, что «Запад поможет». Озвученное г-ном Лукашенко
намерение поучаствовать в пражском саммите НАТО, похоже, оборачивается конфузом. На днях близкая к правительству Чехии газета «Господарске новины» сообщила: г-ну Лукашенко, скорее всего, ответят, что «чешское государство не может обеспечить для него безопасный транспорт и место жительства» в Праге. Дело в том, что президент Белоруссии, собираясь в чешскую столицу, по сведениям белорусской редакции «Радио Свобода», запросил для себя и своего окружения отдельный отель.