День согласия и примирения получил в этом году несколько неожиданное звучание. 7 ноября Евросоюз признал Россию страной с рыночной экономикой. Политическое решение о предоставлении статуса было декларировано на майском саммите Россия--ЕС, но на подготовку документов понадобилось несколько месяцев. В интервью газете «Время новостей» замглавы представительства Еврокомиссии в России Винсент Пикет называл срок формального предоставления статуса -- перед очередным саммитом на высшем уровне. Он как раз и открывается сегодня в Брюсселе.
Теперь Россия избавлена от некоторой политической ущербности. Но главное, разумеется, в том, что рыночный статус позволяет защитить отечественных производителей от антидемпинговых мер. Для «нерыночных стран» при расчете цены товара принимаются во внимание не реальные затраты местного производителя, а цены третьих стран. До сих пор если цена российской продукции была ниже, к примеру, мексиканской, против нас вводились антидемпинговые пошлины. Всего за 12 лет такие пошлины затронули 14 видов продукции. Ежегодный ущерб от этого составлял около 240 млрд долл. Однако пока трудно сказать, насколько серьезно изменится отношение Европы к российским товарам.
Тем более что не обошлось без большой ложки дегтя. Совсем недавно в законодательство ЕС были внесены изменения, заметно снижающие привлекательность обладания рыночным статусом. Антидемпинговые санкции по-прежнему могут применяться в отношении отдельного предприятия при наличии «определенной ситуации». Таковыми вполне могут быть признаны заниженные, как считает Евросоюз, цены на энергоносители. Формально новый регламент никак не дискриминирует Россию (поскольку распространяется на все страны), но равенства между отечественными и европейскими производителями по-прежнему не будет.
«Получение статуса, безусловно, является большим шагом вперед, -- сказал газете «Время новостей» директор департамента по международным делам РСПП Александр Орлов, -- но главного мы пока не добились. Россия, не будучи членом ВТО, по-прежнему лишена возможности оспаривать несправедливые с ее точки зрения решения в суде». В этом смысле уверенность ЕС в том, что «российские экспортеры должны быть довольны, что к ним будут относиться так же, как и к экспортерам из других стран», выглядит несколько натянутой.
В получении статуса есть и более мелкие, но от этого не менее приятные моменты. После того как и ЕС, и США признали Россию страной с рыночной экономикой, страны Азии, Африки и Латинской Америки просто вынуждены будут сделать то же самое. Также глава директората защиты торговли ЕС Фриц Харальд Вениг заверил, что Россия вправе пересмотреть некоторые соглашения о добровольном ограничении поставок различной продукции. «Эти соглашения, по сути, были не добровольными, а вынужденными», -- заявил он. Как объяснили газете в МЭРТ, каждое предприятие будет самостоятельно решать, намерено ли оно пересматривать заключенные ранее соглашения по ограничению поставок или согласно оставить все как есть. В любом случае получение рыночного статуса предоставляет такую возможность.