Время новостей
     N°207, 11 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.11.2002
Полеты по китайской земле
XVI съезд компартии Китая, проходящий в эти дни в Пекине, возможно, положил конец истории авиасалона, который в течение последних восьми лет проводился в южнокитайском городе Чжухай. Поскольку выставка, имевшая репутацию витрины российско-китайского сотрудничества в сфере авиации, совпала по времени со съездом, ее программа была свернута до минимума. Следующий салон Airshow China, который должен состояться в 2004 году, по слухам, будет перенесен в Шанхай.

Если открытие предыдущей китайской авиавыставки почтил своим присутствием премьер Госсовета КНР, то на этот раз даже губернатор провинции Гуандун, где находится Чжухай, не приехал на торжественную церемонию 4 ноября, а прислал своего заместителя. Более того, вопреки традиции международных авиасалонов китайские власти в этом году запретили демонстрационные полеты. Поэтому большинство участников выставки отказалось от планов привезти сюда реальные летательные аппараты, а ограничилось макетами, плакатами и компьютерными симуляторами. Заместитель губернатора провинции Гуандун Ю Нинфен объяснил, что на такой шаг они решились после летней трагедии во Львове, когда выполнявший фигуры самолет врезался в толпу зрителей. Однако, по мнению наблюдателей, повышенная даже по жестким китайским меркам забота о безопасности объясняется партийным съездом. В преддверии этого форума, где решается вопрос, останется ли нынешнее руководство КНР у руля на новый срок или передаст власть новому поколению лидеров, власти страны не могли допустить никаких эксцессов.

Авиасалон в Чжухае имеет статус международного, но в кругу наших специалистов неофициально именуется «российско-украинско-китайским». Хотя западные авиастроители тоже неизменно участвуют в Airshow China, его «изюминкой» всегда были предложения из СНГ и достижения местного авиапрома.

В этом году, по общему мнению опрошенных корреспондентом газеты «Время новостей» участников, «изюминки» просто не было. Среди представленной крылатой техники самым крупным был российский экспонат -- грузовой Ил-76ТД авиакомпании «Газпромавиа». Однако новинкой эту прекрасно известную (в том числе и на китайском рынке) и уже выходящую из эксплуатации машину при всем желании назвать никак нельзя. В экспозицию Airshow China Ил-76 попал «заодно»: на нем привезли авиадвигатели и другие громоздкие экспонаты из России, а поскольку самолету надо где-то стоять, то и его выкатили на выставочное поле.

Украинские коллеги отметились более свежими разработками. Они представили пассажирский самолет для местных авиалиний Ан-140, который только в этом году поступил в парк нескольких местных авиакомпаний, а также грузопассажирский Ан-74ТК-300. Ан-74 был разработан еще в советские времена для посадки на разные неподготовленные поля и лужайки (с военными и мирными целыми). Поэтому двигатели на базовой версии разместили над крылом, что уберегает их от засасывания всяких посторонних предметов, но одновременно сильно портит аэродинамику и экономичность. «Трехсотая» модификация, в которой турбины вернулись на свое законное место под крылом, была спроектирована на Украине еще в 90-е годы и впервые показана в прошлом году на французском авиасалоне в Ле-Бурже.

Украинцы обошли россиян и по качеству заключенных в Чжухае контрактов. Первый заместитель гендиректора «Росавиакосмоса» Валерий Воскобойников подписал с китайскими партнерами рамочную программу сотрудничества в сфере авиации и совместной разработки авиатехники на десять лет. В программу вошел контракт на поставку китайским авиакомпаниям пяти (а потом, возможно, еще десяти) самолетов Ту-204. Этот контракт, впрочем, и так был уже заключен в прошлом году без непосредственного участия «Росавиакосмоса» -- сделку организовала египетская компания Sirocco. Другие формы российско-китайского сотрудничества в области гражданской авиации должна наметить двусторонняя рабочая группа, которую еще предстоит сформировать.

Тем временем Дмитрий Кива, генконструктор и замгендиректора киевского АНТК им. Антонова, подписал с президентом авиапромышленного объединения Шаанси Ху Сяофеном договор о совместной разработке нового грузового гражданского самолета, получившего наименование Y8F-600. Отдельный договор предусматривает помощь украинцев в модернизации другого изделия шаансинских коллег -- Y8F-400 (которое представляет собой китайскую версию старого доброго Ан-12). Наконец, украинцы получили подряд на проектирование крыла для нового китайского регионального пассажирского самолета ARJ-21.

С этим ARJ-21 на выставке произошел казус. Будущий самолет был представлен на Airshow China-2002 макетом кабины и передней части фюзеляжа в натуральную величину. Как оказалось, макет был «не родной». Китайская авиапромышленная корпорация №1 (AVIC-1), разрабатывающая самолет, не успела изготовить его модель вовремя и в последний момент заказала макет в Англии. Англичане не подвели и смонтировали экспонат как раз за день до открытия выставки. Это, конечно, не ставит под сомнение способность AVIC-1 создать сам самолет, но иллюстрирует, в какой суете и неопределенности готовился нынешний салон.

Та же AVIC-1 по собственной инициативе или по совету властей отказалась от широко разрекламированных планов впервые представить публике на Airshow China-2002 новый китайский истребитель F-10. Разработку этого боевого аэроплана КНР начала в конце 80-х годов совместно с Израилем, который тогда проектировал собственный истребитель Lavi. Под давлением США, которые не хотели слишком сильного военно-технического прогресса своего ближневосточного союзника, израильтяне свернули проект Lavi, но продали наработки китайцам. Примерно в то же время выяснилось, что из-за охлаждения американо-китайских отношений после событий на площади Тяньаньмэнь китайцам больше не стоит рассчитывать на американский двигатель, который они собирались поставить на F-10, зато в бывшем СССР по этой части открываются новые перспективы.

Входящий в AVIC-1 авиационный завод в Ченьду (столица провиции Сычуань) заказал московскому конструкторскому бюро «Люлька-Сатурн» доработку двигателя АЛ-31Ф (на котором летают российские Су-27). А летом прошлого года китайцы заключили с ММПП «Салют» контракт на поставку промышленной партии этих моторов в 54 штуки. Что получилось из F-10, никто из иностранцев пока не видел. В специализированной печати появились только скверного качества фотографии этой машины во время испытательных полетов в Ченьду. Тем не менее, как стало известно газете «Время новостей», на Airshow China-2002 с представителями «Салюта» обсуждался контракт на поставку еще 100 двигателей, который может быть заключен до конца года. Следовательно, проект F-10 вступает в стадию серийного производства.

Михаил КУКУШКИН, Чжухай