|
|
N°207, 11 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Последний шанс Саддама
США ждут от иракского лидера прокола
Все члены Совбеза празднуют победу. Американо-британский проект резолюции №1441 по Ираку принят в минувшую пятницу после почти двухмесячных согласований единогласно, всеми 15 членами совета, включая иракскую соседку Сирию. Президент Владимир Путин назвал документ «приемлемым для нас компромиссом», отметив, что в нем «не заложен механизм автоматического применения силы». Вчера президент Ирака Саддам Хусейн объявил о созыве заседания парламента для обсуждения выдвинутых в адрес Ирака требований. Глава иракского МИДа Наджи Сабри хотя и назвал резолюцию №1441 «несправедливой», но выделил при этом роль России и Франции, усилиями которых была отвергнута «логика войны», навязываемая администрацией США.
По словам главы российского МИДа Игоря Иванова, документ «открывает путь к всеобщему урегулированию проблемы», включая снятие санкций против Багдада. Министр сообщил, что успех достигнут в результате того, что на последнем этапе в согласовании участвовали даже лидеры постоянных членов Совбеза, что беспрецедентно. Владимир Путин беседовал с Джорджем Бушем, Жаком Шираком и Тони Блэром. «Благодаря активной деятельности российского президента, -- подчеркнул г-н Иванов, -- удалось добиться, что все принципиальные позиции, которые отстаивала Россия, нашли отражение».
Особые споры, по словам главы МИДа, вызвали две из четырнадцати статей резолюции: 4-я и 12-я. Именно их лично редактировали президенты. Там говорится, что грозит Ираку в случае плохого поведения и «нежелания в полном объеме сотрудничать» с инспекторами ООН. Указывается, что делать выводы будет опять Совбез ООН на основании доклада комиссии по разоружению Ирака ЮНМОВИК.
В Москве утверждают, что из первоначального текста проекта исключены неприемлемые формулировки. Теперь степень сотрудничества Саддама будет решать не администрация США, а ЮНМОВИК. Здесь особая ответственность ложится на главу комиссии шведа Ханса Бликса. Полномочия ему даны Совбезом очень широкие и явно нервирующие Саддама. Инспектора получили право беспрепятственно проходить на любые иракские объекты, включая дворцы президента Саддама, а также вывозить иракских ученых за границу для их допроса там об оружии массового поражения.
График реализации резолюции стремителен и безжалостен к Багдаду. Ему дается семь дней (крайний срок -- 15 ноября), чтобы принять все условия. Затем 30 дней, чтобы предоставить Совбезу информацию о программах по созданию химического, биологического и ракетно-ядерного оружия. Инспекторам предписано приступить к работе в Ираке в течение 45 дней после принятия резолюции (Бликс заявил, что направляется в Багдад уже 18 ноября), доклад о работе должен быть предоставлен Совбезу через 60 дней после ее завершения. Малейшее отклонение от графика приведет к тому, что действия Багдада будут вынесены на обсуждение в ООН.
На это-то и надеется Вашингтон. Саддам Хусейн не раз в прошлом впадал в ярость и при гораздо более скромных требованиях международного сообщества, так что при желании спровоцировать иракского лидера будет не сложно. Поэтому задача Москвы сегодня -- убедить иракского президента проявлять сдержанность, ведь Багдаду предоставлен последний шанс.
Недаром вчера The New York Times сообщила со ссылкой на источники в Пентагоне, что президент Буш утвердил план военной операции против Ирака, в которой должны быть задействованы до 250 тыс. военнослужащих. Операция предполагает короткую кампанию бомбардировок и установление контроля над территорией страны менее чем за месяц.
Буш назвал резолюцию «последней проверкой» готовности «незаконного режима» Ирака «действовать без всяких отсрочек и переговоров» для избавления от оружия массового поражения». А мировой рынок отреагировал на все это ростом цен на нефть. Цена американской марки Light Sweet увеличилась на 1,6%, до 25,78 долл. за баррель, марки Brent на 0,4%, до 23,58 доллара. По словам аналитика компании «Проспект» Михаила Зака, рост котировок связан с тем, что очерчены временные рамки возможной военной операции. Вместе с тем из-за смягчения редакции документа есть шанс на мирное урегулирование конфликта, поэтому существенного роста цен пока не будет.
Алексей СЛОБОДИН