|
|
N°205, 05 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Турецкая загадка
Исламисты убеждают Запад в своей лояльности
Исламистская Партия справедливости и развития (ПСР) одержала блестящий успех на воскресных парламентских выборах в Турции. Исламисты из ПСР получили 34,3% голосов, партия премьера Бюлента Эджевита -- лишь 1%. После этого унизительного поражения премьер подал в отставку, хотя это решение запоздало как минимум на год -- в разгар финансовых неурядиц в стране тяжело больной Эджевит в течение года демонстративно отказывался покинуть пост.
Финансовый кризис, обесценение национальной валюты, скачок безработицы и экономический спад -- все это побудило приунывших избирателей поддержать политиков-исламистов с «твердой рукой», которым теперь, правда, приходится срочно смягчать свой жесткий тон. Опасаясь неадекватной реакции зарубежных партнеров на приход к власти религиозной партии, лидер ПСР Эрдоган поспешил заверить ЕС, МВФ и США в неизменности прозападной рыночной политики Турции. Однако на Западе прекрасно знают, что Эрдогану запрещено занимать посты в кабинете -- в прошлом его привлекали к суду за пропаганду религиозного радикализма. Скептики предупреждают, что победа ПСР не пройдет бесследно -- возможен, к примеру, отход Анкары от тесного сотрудничества с Израилем и крен в сторону поддержки палестинцев. Вопрос в том, как на это посмотрят США, поскольку, с другой стороны, Турция нужна им как ключевой военный форпост в операции против Ирака. Эрдоган уже назвал США «естественным союзником Турции» и обещал добиться улучшения отношений.
Не менее важно, что под угрозой может оказаться главная турецкая мечта -- членство в ЕС. Европейские политики реагировали на итоги выборов сдержанно. Комиссар Европейской комиссии по вопросам расширения ЕС Гюнтер Ферхойген осторожно отметил, что в ЕС также есть партии, ценности которых основаны на религии, но от этого они не перестают быть демократичными. А Эрдоган вчера вообще заявил, что ПСР «не является партией, основанной на религии». В некоторых это вселило надежду на трансформацию ПСР в духе европейских христианских демократов -- немного консервативных ценностей, но никакого намека на религиозные цели в политике.
Но если исламисты не поступятся принципами и вступят в конфликт с армией, стоящей на страже устоев светского государства, то победа ПСР может привести Турцию к большим неприятностям.
Рынок в светлые перспективы турецкой экономики не поверил. Вчера турецкая лира рухнула до рекордно низкой отметки. Над Турцией нависла тень самой глубокой за последние полвека рецессии. Основные опасения вызывают отношения Турции с МВФ, заявившим о предоставлении стране 16 млрд долл. под программу реформ, включающую приватизацию госимущества и сокращение бюджетных расходов. Эрдоган хотя и подтвердил намерения нового правительства выполнить договоренности с МВФ, все же указал, что национальные интересы не будут забыты.
Тем не менее в МВФ всегда подчеркивали: чем выше степень консолидации власти, тем выше шанс реализации любой программы. Формально итоги выборов этот шанс предоставляют. «Появилась возможность реализовать задуманные перемены, не договариваясь при этом с второстепенными партиями. Если эта возможность будет использована, то местная политика изменится уникальным образом», -- считает Джереми Брюин из Morley Fund Management в Лондоне.
И все же зарубежные инвесторы настроены не столь оптимистично. «Победители сделали все возможные громкие заявления, но я не уверен, что люди, отдавшие им голоса, и министры, которые будут работать под их началом, станут придерживаться таких же строгих правил», -- считает сотрудник WestLB Asset Management Николас Филд. «Им придется приложить массу усилий, чтобы рассчитаться с МВФ и другими организациями, так как им придется доказывать свою состоятельность», -- заявил Ахмед Орхан Акарли, ведущий экономист Finans Invest.
Александр ЛОМАНОВ, Денис УВАРОВ